Этикет правила поведения за столом для детей


Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…». На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.

Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение — 1,5 — 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.


Оглавление [Показать]

Когда учить? Всему свое время

Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 — 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно – полная инструкция для родителей

(Картинка кликабельная, можно скопировать и )

от 1,5 до 5

  • В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета;
  • Это обязательное мытье рук перед едой. Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически;
  • Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом, а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи;
  • Постелите малышу на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
  • Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза;
  • Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком;
  • К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

от 5 до 10

Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.


Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и )

Мамам на заметку:

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет.

В 5 — 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.


  • Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
  • Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
  • Малыш сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой;
  • Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание. Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
  • Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
  • Садиться за стол можно только после взрослых, а вставать, — после того, как все поели. Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти;
  • Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».

от 10 и старше

Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди — изучение особых столовых приборов, не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда. Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и )


Общие советы

  1. Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете.
  2. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
  3. Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.
  4. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.
  5. Собственный пример — лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

Зачем ребенка нужно учить этикету

Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.

Умение вести себя в обществе, хорошие манеры, знание обеденного этикета, — это те бонусы, которые вы, как родители, заложили в своем ребенке еще с детства. И они обязательно принесут дивиденды в виде счастья и успеха. А вы сможете гордиться своим чадом и говорить, что ваши старания дали свои плоды.

Возможно будет интересно: 12 эффективных способов приучить ребенка чистить зубы — Почему детей категорически нельзя заставлять или уговаривать поесть, если они этого не хотят? Проблемы с весом у детей: из-за чего это случается и кто виноват? Что делать, если ребенок плохо ест и можно ли считать это серьезным поводом для беспокойства? — читаем статью с комментариями и экспериментами

Видео минутка: этикет за столом

Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:

Как правильно сидеть за столом

Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:

Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом

Даже самый маленький представитель нашего общества знает, что за столом себя «следует вести» в определенной манере. То, что можно, а что нельзя делать во время еды – закладывается родителями в раннем детстве. Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.


Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров — приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » — педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

1 младшая группа
(2-3 года) 1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем 2. Тщательно пережевывать пищу 3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей) 4. Пользоваться салфеткой 5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо») 6. Знать короткие стишки и потешки о еде 2 младшая группа
(3-4 года) 1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем) 2. Умение не крошить хлеб 3. Пользоваться столовыми приборами 4. Пережевывать пищу с закрытым ртом 5. Не разговаривать во время пережевывания пищи 6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи Средняя группа
(4-5 лет) 1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать 2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка) 3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой 4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды 5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения Старшая группа
(5-6 лет) 1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка) 2. Есть бесшумно 3. Сохранять правильную осанку во время еды 4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых 5. Помогать в сервировке стола Подготовительная группа
6-7 лет) 1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения 2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол 3. Правильно пользоваться вилкой и ножом 4. Использование салфетки во время и после еды 5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды 6. Благодарить взрослых

Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»

  1. Сиди ровно, не «разваливайся»;
  2. Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
  3. Не шаркай ногами;
  4. Не разговаривай во время еды;
  5. Не вертись и не толкайся;
  6. Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
  7. Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
  8. Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
  9. Правильно держи ложку, вилку и нож;
  10. Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
  11. Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
  12. Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
  13. После еды положи приборы на стол;
  14. Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.


Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит,  обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе — это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Когда начинать уроки этикета?

Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

Всеми этими возможностями необходимо воспользоваться. Прежде всего, следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

  • мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
  • приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером. Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
  • если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи. Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
  • серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
  • обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Правила этикета для детей от 5 до 10 лет

Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

  • ребёнок осознаёт, что нельзя раскачиваться на стуле, расставлять на столе локотки и толкаться. Если локти всё время разъезжаются, можно предложить малышу держать во время трапезы книжки;
  • ребёнок молчит во время приёма пищи, не чавкает. Также он понимает, что откусывать нужно понемногу и тщательнейшим образом пережёвывать продукты;
  • дети воздерживаются от кашля, отрыжки и икания. Если подобных действий избежать невозможно, они понимают, что нужно отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой;
  • 8-летний ребёнок уже должен понимать, что нельзя громко кричать, чтобы привлечь внимание других едоков. Если ему необходимо выйти в уборную, стоит сказать об этом маме или папе тихо, не повышая голос;
  • дети понимают, что некрасиво тянуться к желаемому блюду через весь стол. Школьники уже знают, что в этом случае необходимо просить соседей положить ему на тарелочку нужный кусок;
  • 10-летние дети уже понимают, что присаживаться за стол следует лишь после старших, а подниматься с места – только после того, как встанут взрослые. Если нужно выйти из-за стола, ребёнку нужно попросить разрешения;
  • дети старше пяти лет уже знают, что после трапезы следует поблагодарить хозяев, сказав привычное, но от этого не менее ценное слово «спасибо».

Если ребёнок «оконфузился» в гостях, нельзя устраивать ему выволочку в присутствии чужого человека. Поговорить о нарушении нужно дома, в случае серьёзности проступка можно устроить семейный совет.

«Застольный» этикет для подростков

Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

  1. Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
  2. Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
  3. Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб. Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
  4. Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

В чём заключается польза столового этикета?

Не все родители осознают важность обучения ребёнка правилам поведения за столом. А ведь в нынешнее время эти умения становятся действительно необходимыми ля успешной жизни.

Сегодня всё чаще серьёзные дела обсуждаются за обедом в ресторане, там заключаются сделки. Кроме того, не стоит забывать о посещении заведений общественного питания с симпатичной девушкой или парнем, деловым партнёром. То есть соблюдение этикета может как помочь во взрослой жизни, так и навредить.

Выше изложены только общие принципы. Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность, а в каждой ячейке общества имеются собственные обеденные традиции и ритуалы.

Однако этикет за столом для детей в любой ситуации преследует общую цель – научить ребёнка правильному поведению в социуме, что должно пригодиться во взрослой жизни. Следовательно, родителям стоит немного потерпеть и приложить чуточку усилий, чтобы затем гордиться безупречными манерами своего чада.

Этикет за столом для детей. Столовый этикет для детей.

Как правильно вести себя за столом

✓ Если вас зовут за стол, не опаздывайте, не заставляйте себя ждать.

✓ Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

✓ Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нем.

✓ Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки — у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

✓ Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

✓ Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

✓ Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

✓ Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно так же не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

✓ Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

✓ Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

✓ Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

✓ Сдерживайте отрыжку.

✓ Не разговаривайте с набитым ртом.

✓ Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

✓ Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

✓ Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

✓ Не ешьте суп с конца ложки, не прихлебывайте. Приоткройте рот, поднесите ложку боковой стороной, слегка наклоните ее в сторону рта и бесшумным движением губ снимите пищу с ложки.

✓ Не требуйте второй порции.

✓ Не старайтесь ухватить последний кусочек мяса, зачерпнуть последнюю ложку супа и т.д.

✓ Не выискивайте на общем блюде куски получше: берите то, что лежит ближе к вам.

✓ Не выплевывайте кости, шкурки и другие «лишние» кусочки на тарелку. Прислоните к губам вилку и извлеките изо рта кость, после чего положите столовый прибор на тарелку. Фруктовые косточки надо извлекать изо рта с помощью ложки.

✓ Не играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.

✓ Если вы в гостях, не садитесь за стол, пока вас не пригласит сесть за стол хозяин или хозяйка дома. Помните, что мальчики не должны садиться раньше девочек.

✓ Если вы сопровождаете к столу девушку, подайте ей правую руку. Подавать левую не принято.

✓ Если за общим столом рядом с вами сидит девушка, ваша обязанность поговорить с ней, предложить помощь.

✓ Если вы сидите между двумя людьми и хотите поговорить с одним из них, не поворачивайтесь к другому спиной. Не разговаривайте с другим человеком через соседа.

✓ Сидя за столом, не ковыряйтесь во рту зубочисткой. В крайнем случае старайтесь делать это незаметно.

✓ Не критикуйте блюда, которые подают к столу.

✓ Если вам не хочется какое-либо блюдо, откажитесь от него, не объясняя причин. Не говорите, что оно вам не нравится: этим вы обидите хозяев.

✓ Не оставляйте чайную ложку в чашке. Помешав напиток, положите ложку на блюдце.

Рекомендуем посмотреть:

Как есть разные блюда

Как вести себя в ссоре?

Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс

Правила вежливого общения для детей

Что такое этикет для школьников?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика