Как научить ребенка есть прикорм?


Первые четыре месяца малыш питался исключительно грудным молоком или смесями. Настало время первого прикорма, так как к пятому — шестому месяцу малышу для полноценного роста уже не хватит питательных веществ молока. К первому полугодию слизистая оболочка горлышка малыша уже может приспособиться к проглатыванию твердых частичек пищи.

Вводить первый прикорм для ребенка стоит лишь тогда, когда он наберет вес вдвое больший, чем при рождении и будет устойчиво сидеть. Обязательно у малыша должен появиться так называемый «пищевой интерес», он должен интересоваться едой, которую потребляют остальные члены семьи.

Начинать прикорм ребенка лучше с овощного пюре. Оно обладает всеми необходимыми достоинствами для нового питания младенца:


  1. Разнообразный состав минеральных солей, необходимых для растущего скелета малыша.
  2. Большое количество витаминов и биостимуляторов.
  3. Растительная клетчатка, которая регулирует работу кишечника.
  4. Содержание щелочных солей необходимых для хорошего обмена веществ, улучшению дыхания, тонизированию нервной системы и выведению излишков воды.
  5. Отсутствия сладости поможет малышу лучше воспринимать второй прикорм — кашу.
  6. Содержание плотных комочков в пюре подготовит глотку к проглатыванию твердой пищи.

Приучать ребенка к прикорму надо постепенно. Начинаем с одной — двух ложечек перед вторым или третьим кормлением грудью. В пюре помимо овощей можно добавить половинку желтка и немного растительного масла. За месяц количество пюре доводится до 150 г. (три четверти стакана) и полностью заменяется одно кормление грудью. Можно и разделить прикорм на несколько приемов. Важно чтобы малыш получил от еды удовольствие.

Рекомендуем. Подробно о том, когда начинать первый прикорм грудного ребенка и чем начинать прикармливать. Много полезных советов и рекомендаций

Нововведения в питании зачастую не проходят гладко, бывает ребенок не хочет есть прикорм. Конечно, не все детки с охотой приобщаются к новой пище. Вкусовые рецепторы у младенцев отлично развиты и с самого рождения они привыкают к сладковатому вкусу молока. Важно сразу в отношении еды установить контакт с малышом, иначе дальнейшие кормления превратятся в пытку с обеих сторон.

Итак, первая и вторая попытка накормить малыша не удалась. Ребенок не хочет есть прикорм и что же делать, если он выплевывает еду или его даже начинает рвать.


  1. Во-первых, рвотных рефлексов не стоит бояться. В это время они имеют функциональное происхождение. Чаще всего рвотные позывы возникают при затягивании периода грудного вскармливания.
  2. Во-вторых, с желаниями и вкусами малыша надо считаться, но все-таки ласково настаивать на своем. Вкус можно развить не принуждением, а применением маленьких педагогических хитростей.

Вот несколько практических советов, если ребенок не хочет есть прикорм:

  • давать новый вид питания на голодный желудок;
  • соблюдать режим питания — малыш должен захотеть есть;
  • вначале чуть-чуть подсластите пюре грудным молоком или смесью;
  • выясните вкусовые пристрастия малыша: одни детки лучше едят картофельное пюре, другие из брюссельской капусты, а третьим подавайте микс из разных овощей;
  • если новое блюдо малышу не понравилось, не настаивайте, попробуйте предложить другое блюдо, а к этому вернитесь дней через десять;
  • вводить новые продукты постепенно, неделю кормят одним видом пюре и потом пробуют новый;
  • сажайте малыша за стол во время семейной трапезы, покажите и расскажите, как вы с удовольствием кушаете. Дайте ему несколько крупинок со своей тарелки, пусть попробует;
  • самое главное — никакого насилия, не страшно, если один раз ребеночек останется голодным, пусть лучше съест мало, но с удовольствием;

Бывает просто, ребенок плохо себя чувствует: режутся зубки или болит животик поэтому он отказывается есть прикорм.

Не надо отвлекать малыша игрушками или пытаться кормить незаметно. В первом случае начнется формирование неправильной привычки есть за игрой. Незаметное кормление не принесет маленькому организму никакой пользы. Когда малыш не хочет есть, то слюноотделение во рту и выработка желудочного сока понижены, и пища плохо переваривается.

Мамам на заметку:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной — Минус 20 килограммов за месяц? Легко!


Отличным способом приучить малыша к новой пище является методика педагогического прикорма. Ребеночка просто сажают за общий стол и дают ему попробовать то, что он захочет в мизерных количествах: кусочек размером с горошину или глоток жидкости.

Начинать кормить малыша твердой пищей нужно с использованием ложечки. Хорошо если это будет серебряное изделие (серебро препятствует развитию микробов), но подойдет и ложечка пластмассы (пластмассовые ложки безопасны для ребенка, а благодаря ярким расцветкам, привлекают внимание, поэтому малыш будет с удовольствием с нее есть).

По размеру лучше взять сначала кофейную, затем перейти к чайной.


Чем раньше малыш познакомится со столовыми приборами, тем меньше возникнет проблем с прикормом. Желательно с третьего месяца водичку давать пить только с ложки. Если ребенок не хочет есть прикорм с ложки, то во время приучения к ложке не стоит кормить его из соски, лучше позволить малышу сначала взять еду руками, пусть попробует есть сам. Затем дать ложку. Ребенок и все вокруг будет измазано, но очистить все гораздо легче, чем потом мучиться дальше. Постепенно малыш привыкнет к ложке и будет прекрасно с нее кушать.

Читаем статью: Как научить ребенка есть ложкой

См видео:

Кашу маленькому члену семьи начинают давать с 6 — 7 месяцев. Сначала по одной чайной ложке гречневой, рисовой или кукурузной. Постепенно объем прикорма увеличивается до 150 г, а ассортимент круп расширяется. Варить кашу для полугодовалого малыша надо на воде или отваре овощей, без добавления молока и сахара.

Смотрите о правильном введение первых каш


как научить ребенка есть прикорм

Как и с овощным пюре, случается то, что ребенок не хочет есть кашу. В таком случае стоит также немного схитрить. В готовое блюдо добавить немного грудного молока. Вкус станет более знакомым малышу, что позволит быстрее ему привыкнуть к новому питанию.

Прикорм — это не всегда замена грудного вскармливания, а лишь необходимая добавка к полноценному питанию малыша. Это как бы знакомство с0 «взрослой» пищей. Ничего страшного если ребенок наотрез отказывается от пюре и каши. Наберитесь терпения. Наблюдайте за малышом, ведь в этом случае самый главный советчик именно он.

По теме прикорма:

  • Вводим: Прикорм на ГВ;
  • Вводим: Приком на ИВ.

Введение прикорма – важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.


Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

  • младенец может сидеть, держать ложечку в ладошке. Важность этих умений в том, что малыш должен непосредственно участвовать в самом процессе. А для этого нужно уметь принимать полувертикальное положение, держать ложечку в руке и доносить её до рта;
  • рефлекс выталкивания пищи угасает. В полугодовалом возрасте рефлексивные действия, которые побуждают малыша выталкивать язычком твёрдые пищевые комки, начинают угасать. Значит, ребёнок уже способен потреблять что-то другое, нежели жидкие молоко и смеси. Если же кашка или пюре выталкивается обратно либо наблюдается рвота, детский организм к прикорму не готов;
  • нормальные реакции желудочно-кишечного тракта. Если при введении новых блюд наблюдаются болезненные ощущения в животе, диарея, метеоризм, следовательно, пищеварительная система малыша не созрела в достаточной степени для подобных экспериментов. Особенно подобные признаки необходимо отмечать, если ребёнку исполнилось только 5 месяцев.

Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или овощное пюре. Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:

  • чрезмерно раннее прикармливание (до четырёхмесячного возраста), когда у малыша ещё не выделяются пищеварительные ферменты, которые помогают усваивать взрослую пищу;
  • если ребёнок 8 месяцев не хочет кушать прикорм, возможно, у него ещё сохранился младенческий рефлекс выталкивания, который не позволяет воспринимать твёрдую пищу;
  • малышу неинтересны новые продукты, потому что родители не высаживали его рядом с собой, не показывали, насколько приятен вкус взрослых блюд;
  • при введении нового блюда малыш плохо себя чувствовал, у него резались зубки, болел животик, была повышенная температура и прочие симптомы какого-либо недомогания;
  • если мама будет заставлять (пусть даже из благих побуждений) кушать прикорм, ребёнок может в итоге отказаться от новых продуктов, или же у него сформируется отрицательное отношение к процессу приёма пищи;
  • ещё одна возможная причина – негативный первый пищевой опыт. К примеру, овощная пюрешка оказалась горьковатой или кисловатой, или же каша получилась слишком густой.

Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

  1. Старайтесь развивать заинтересованность ребёнка в новой пище. Для этого его необходимо усаживать за семейный стол, давать понемногу то, чем трапезничают взрослые домочадцы. Конечно, предлагаемая пища должна соответствовать возрасту крохи.
  2. Предлагайте новые продукты проголодавшемуся младенцу. Ребёнок, который только что плотно пообедал маминым молоком или смесью, не захочет пробовать что-то другое. А вот после продолжительного гуляния, подвижных игр у крохи разыграется аппетит, чем и можно воспользоваться.
  3. Если малыш не хочет кушать готовые баночные пюре, попробуйте сделать прикорм самостоятельно. Первые детские блюда готовятся очень просто – достаточно в течение четверти часа проварить овощи (или приготовить на пару), а затем измельчить с помощью блендера.
  4. Всегда ищите альтернативу непонравившемуся малышу блюду. Если ребёнок отказывается от кабачка, предлагайте брокколи. Если же не пришёлся по вкусу творог, давайте кефир. Младенцу, который не любит мясо, предлагайте больше белковых продуктов – творога или рыбы.

Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

Я уже не знаю что мне делать начали прикорм в 5.5 месяцев, из-за того что за последний месяц набрал всего 300 грамм!  так бы до 6 ждала бы! Ест 1-2 ложки прикорма и все, я кормлю одним видом 5-7 дней, но увеличивать не получается только 1-2- максимум 3 ложки кушает! ввели таким образом по 3 ложки кабачки, цв. капусту, брокколи, яблоко, грушу, картошку и морковь! вчера начала кашу гречневую вводить, 2 ложк нормально скушал, сегодня 3 съел с горем пополам! я не знаю, что делать, детки на ИВ ротик открываю кушают, помню племяшка ел так что  когда видел что еда заканчивается начинал психовать! а тут когда видит ложку у него рот закрывается и все тут! Девочки, мамочки, что мне делать??? как заинтересовать ребенка едой? что вообще давать? как отвлекать? я не знаю что делать голова кругом, а кушать ведь надо! мы на ГВ

Вы раздобыли самую удобную ложку. И стульчик. И слюнявчик. Нашли самый-самый рецепт и приготовили первую пюрешку (или с гордостью протянули кассиру первые баночки с детским питанием). Ещё бы! Ведь вашему малышу уже полгода — говорят, пора вводить прикорм. Вот только малыш с этим, кажется не совсем согласен. Он отказывается в первый раз. Еле-еле съедает пол-ложки во второй, выплёвывает и отворачивается в третий. Что же делать, если ребёнок не хочет прикорм, а  время для него, кажется, уже наступило? Расскажу вам, как это случилось у нас с Алексашкой, и поделюсь очень полезной для начинающих «прикормителей» памяткой.

Когда я была маленькая, то всегда очень ждала наступления зимы. «Зима=белый снег, красота, горка и новый год!» — всего этого, и в первую очередь белого снега я ждала от волшебной даты 1 декабря. И какое ужасное разочарование я испытывала несколько раз, когда вскакивала перводекабрьским утром, бежала к окну… а там вместо снега по-прежнему лежала противная коричневая грязь и сиротливо покачивались голые деревья…

Примерно подобное чувство я испытала, когда поняла, что моя дочь совершенно не собирается считаться с рекомендацией Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) – начинать прикорм с 6 месяцев. ВОЗ может и готов начинать в полгода, а вот Алексашка — совершенно нет. Не была она готова и в 6,5, и в 7 месяцев… Вот тебе раз… Оказывается мой ребенок не хочет есть прикорм, не хочет ни брокколи, ни яблочко, ни кашку, ни мясную пюрешку. Ни-че-го! Она не проявляла интереса к еде, которую я ей предлагала, жидкой каши или овощного пюре съедала максимум ложку, хотя я думала, что получится постепенно порцию увеличить.

То есть её интерес к прикорму сохранялся на том же, а то и худшем уровне, чем мы засняли в те самые календарные полгода (и честно говоря, ожидали, что она гораздо быстрее включится в процесс, как будто забыв, что дети не развиваются по расписанию).

Учитывая, что ребёнку в 6 месяцев однозначно пора начинать прикорм, нам пришлось пойти на особые меры:

1) Во-первых, кормили всегда вдвоем – папа отвлекает, мама запихивает в рот. Иногда впрыскивали сок из шприца (шприц без иголки, конечно) – так нужные витаминки хоть как-то попадали в маленькую нехочуху.
2) Во-вторых, хвалили, если Саша съедала ложку, и ругали, когда она отказывалась открывать рот. Да, ребенок плакал, но ее здоровье важнее! И витамины с микроэлементами.
3) Ну и наконец, просто не выпускали из стульчика, пока она не доедала до конца. Иногда приходилось держать ее в стуле по часу, но оно ведь того стоило!

Хмм… Друзья, вы дочитали этот абзац до конца? Надеюсь, вы мне не поверили? Это была шутка, простите ☺

На самом деле я только что описала, как НЕПРАВИЛЬНО поступают родители, если несмотря на сроки, их ребенок не хочет есть прикорм, а мама, папа, бабушки и дедушки считают своей святой обязанностью «спасти» малыша от голодной смерти. (Кстати, помните ту самую статью о бабушках, которые саботируют ваш подход к детскому питанию? На вопросы прикорма это тоже, увы, распространяется).

Давайте-ка я лучше расскажу…

Около недели с момента, как дочери исполнилось полгода, я немного переживала, что мой ребенок вообще не хочет есть прикорм. Я приняла тот факт, что пока что «полувзрослая» еда ей ну вообще не интересна, расслабилась и решила подождать.

В таком возрасте Саша всё ещё получала все необходимые для неё продукты питания из моего молока, единственный показатель, который необходимо было проверить – не было ли у нее признаков железодефицитной анемии, а попросту – достаточны ли были её запасы железа. Недаром в США и других странах прикорм рекомендуют начинать не с привычных для нас кабачков, а с обогащённой железом каши — после 6 месяцев детям только за счет поступления с  материнским молоком его уже часто не хватает.

Простой и быстрый анализ Сашиной крови, который мы в течение полутора месяцев повторили дважды, убедил меня, что всё в порядке. Потому я продолжала ждать, когда проснётся её пищевой интерес. Случилось это примерно к 8 месяцам.

Когда я говорю, что нам пришлось ждать почти 2 месяца, это совсем не означает, что на это время я вообще перестала «соблазнять» Сашу какой-либо едой, кроме моего молока.

Самое главное — каждый раз во время собственной трапезы я обязательно садила дочку в детское кресло рядом с собой, предлагала ей ложечку пюре или кусочек мягкого отварного фрукта – просто пососать. Сказать, что она при этом что-то ела, не могу – каша отвергалась, фрукт с интересом обсасывался секунд 20 и затем отбрасывался в сторону. Зато Саша всё время наблюдала за тем, как я ем. (Кстати, в это время мне очень помогли запасы пюре, которые я приготовила один раз и заморозила маленькими кубиками – ведь малыш съедал совсем чуть-чуть, и ради такого количества открывать и затем выбрасывать целую банку пюре мне не хотелось).

Второе самое главное – конечно же, ни на какие «самолётики», «ложечку за маму» и прочие хитрости я решила не идти. Чтобы моя дочь выросла компетентным едоком, я  изо всех сил сдерживалась и старалась сохранять спокойствие, чтобы  её знакомство со взрослой едой прошло без драм и стрессов.

И как часто это бывает с маленькими детьми, ближе к 8  месяцам перемены случились мгновенно – вчера она еще и не смотрела на ложку, а сегодня уже тянется за кашей и требовательно пищит. Восторг! Наконец-то наступили наши настоящие «6 месяцев».☺

Примерно за 2 месяца с этого момента дочка очень быстро вышла на размеры порций, которые рекомендуют педиатры. При этом меня совсем не беспокоило, что в один день она съедала в два раза больше рекомендованной порции, а в другой день – в два раза меньше или вообще отказывалась от прикорма. В период, когда у нее начали резаться первые зубы, Саша снова на неделю забыла о прикорме и не расставалась с моей грудью. Но интерес ко «взрослой» еде вернулася сразу, как ушла зубная боль.

Когда речь идёт о прикорме, торопиться и ожидать, что ребёнок будет готов к нему «по календарю», не стоит. Давайте воспринимать 6 месяцев как нижнюю границу – раньше малыши бывают не готовы физиологически – ещё не созрели нужные ферменты, не угас рефлекс выталкивания языка (и даже если вам удастся «впихнуть» в малыша ложку каши, она тут же будет возвращена обратно ☺ ).

Но как поступить, если ваш малыш уже в 5 месяцев проявляет необычайную заинтересованность в том, что едят его родители, уверенно сидит и вообще развивается явно быстрее своих сверстников? Можно ждать еще месяц, а можно, например, на этот раз прислушаться не к ВОЗ, а к AAP и российскому РАМНу (AAP – American Academy of Pediatrics благосклонно относится к прикорму в 5-месячном возрасте, в отличие от ВОЗ, который настаивает: начинать, когда малышу исполнилось 6 месяцев!)

Если вы хотите начать раньше шести – начинайте очень постепенно, просто заинтересовывая ребенка вкусами, отличными от материнского молока. Не будет преступлением дать ему пососать мягкий кусочек печеного яблока без кожуры или дать попробовать чуть-чуть полужидкой каши или пюре. В этом возрасте ребенок скорее всего не будет в состоянии захватить руками крошки еды (еще не развит так называемый “пинцетный захват”), но вы можете дать малышу потренироваться – а вдруг получится ухватить маленький мягкий кусочек или рисинку?

А вот если ваш малыш уже в 4 – 4,5 месяца с интересом разглядывает, что едят родители… Не слушайте спешащих бабушек/дедушек/нянек, дайте пищеварительной системе малыша окрепнуть, пожалуйста!

И самое главное – если вы кормите ребенка молочной смесью, а не грудью – игнорируйте устаревшую рекомендацию “для искусственников вводить прикорм с 4 месяцев”. Эта рекомендация, которая почему-то до сих пор не “выветрилась” из нашего сознания, в свое время давалась в связи с тем, что смеси для кормления были гораздо худшего качества, чем сейчас. И хотя по-прежнему никакая смесь не равнозначна материнскому молоку, они уже достаточно хороши, чтобы обеспечить малыша всем нужным и не торопиться с введением других продуктов. Так что если ваш малыш на искусственном вскармливании, и кто-то ссылается на цифры “прикорм для искусственников начинать с 4 месяцев!”, спокойно сообщите этому человеку, что эти сведения немного (кхм… лет на 10-20) устарели и продолжайте делать то, что делали.

И знаете что, даже если сейчас вашему малышу 6 месяцев, но он не хочет есть прикорм — обязательно захочет позже (но не забывайте предлагать и заинтересовывать, пожалуйста. Откладывать попытки в сторону — другая крайность).

Всё получится. И вы, и ваш малыш обязательно получите от этого удовольствие! Потому что кормили ребенка не из-под палки, не через силу, не потому, что так сказала бабушка или соседка. Потому что кормили вашего малыша, когда он был к этому готов — не слишком рано и не слишком поздно.

В самом начале этой статьи я обещала поделиться с вами памяткой, которая поможет правильно понять сигналы, которые подает ваш ребенок, и подскажет, как вводить прикорм без слёз и разочарований. Предупреждаю сразу: в этой памятке нет рекомендаций, с какого продукта начинать и как мелко измельчать банан или кабачок. Зато там есть:

—  20 очень важных признаков того, что вы как родители начинаете прикорм ПРАВИЛЬНО или НЕПРАВИЛЬНО.

— проверенные и подтвержденные сведения от  американского института ESI, который уже больше 30 лет занимается вопросами детского питания

— простые и четкие правила того, как родителям и детям разделять задачи в кормлении, чтобы прикорм проходил легко и просто. 

Я очень рекомендую вам познакомиться с этой памяткой, обдумать её и затем — подарить своему ребенку счастливые и спокойные моменты прикорма.

И знаете что, даже если сейчас ваш ребенок не хочет есть прикорм, он обязательно захочет позже. И вы обязательно получите от этого удовольствие, а ещё порадуетесь, что справились с этой ситуацией на 100%! Потому что кормили ребенка не из-под палки, не через силу, не потому, что так сказала бабушка или соседка. Потому что кормили вашего малыша, когда он был к этому готов — не слишком рано и не слишком поздно.

Нажмите здесь, чтобы скачать памятку! И пусть за вашим столом всё будет от души здорово и ням-ням 🙂

Ваша Алёна Па

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *