Для детей деньги


Чтобы ребенок знал цену деньгам, понимал, что они не падают с неба, а зарабатываются, детей нужно с самого детства учить правильно распоряжаться денежными средствами. Попытаемся разобраться нужно ли вообще давать деньги детям на карманные расходы? Разберемся как правильно реагировать, если вдруг выясняется, что ребенок ворует деньги. Чтобы понять, как воспитать в ребенке ответственность и правильное отношение к деньгам, чтобы ребенок не вырос жадным, необходимо рассмотреть все стороны денежного вопроса.

Мультик для детей: Что такое деньги?

Оглавление [Показать]

Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:


  • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
  • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;

Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

  • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
  • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
  • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
  • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет. Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

Давать ли деньги за какие-то заслуги?

Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.


Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

Сколько денег давать ребенку?

Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей. Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

  • Возраст и ответственность ребенка;
  • Финансовое положение семьи;
  • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

Критерии выдачи карманных денег:

  • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
  • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
  • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
  • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

  • Успеваемости в школе;
  • Помощи по дому;
  • Примерного поведения;
  • Собственного настроения.

Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.


Советы родителям:

  • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
  • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
  • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
  • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
  • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

Необходимые меры безопасности

  • Проинформируйте ребенка обо всех возможных рисках ношения денег с собой (потеря, кража);
  • Предостерегите ребенка, чтоб не хвастался деньгами ни перед сверстниками, ни перед взрослыми;
  • Подарите ребенку копилку, пускай хранит свои сбережения там, так безопаснее;
  • Приучите держать деньги не в карманах, а в кошельке;
  • Расскажите, что в случае нападения или шантажа лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.

Рекомендуем книгу по теме: Дети и деньги (Автор: Блискавка Евгения Александровна. Скачать можете тут


Давать деньги детям однозначно нужно. Иначе как они научатся правильно ими распоряжаться? И при соблюдении всех советов и мер предосторожности, вы воспитаете в ребенке финансовую самостоятельность и привьете ему правильное отношение к денежным средствам.

Читаем также:

  • 12 правил выдачи детям карманных денег (личный опыт). Плюс видео консультации специалистов
  • Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания
  • Как правильно поощрять ребенка

Видео: Дети и деньги

С какого возраста давать детям карманные деньги и нужно ли?

Карманные деньги для детей: давать или нет?

Дети и деньги — давать ли детям деньги? Если да, то сколько? И что делать, если ребенок требует деньги, но у родителей их нет? Педагог-консультант Виктория Проскуров отвечает на вопросы ведущего передачи Школьный автобус Михаила Аршавского:


​Родители должны понимать, что карманные деньги — не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель — научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.

Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Итак, если вы решаете выдавать своему сыну или дочери карманные деньги, вы должны ответить для себя на несколько вопросов.

С какого возраста начинать?

Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребенок пошел в школу (6-7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

От чего зависит выдаваемая сумма?

Удобнее представить эти соображения в таблице.

Сколько выдавать?

Сумма будет зависеть, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Даже если ваши возможности не ограничены, спешить не стоит. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребенок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Здесь можно обговорить, какие затраты ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. По мере его взросления увеличивайте сумму, добавляя в нее расходы на проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности. В плане финансовых навыков пользы от участия ребенка в оплате собственных расходов будет больше.

Как часто давать деньги?

Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Он еще не умеет отслеживать состояние своих финансов. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц — это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».


Как контролировать?

​​​​​​​Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребенка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним. Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным. Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе — хорошие уроки не бывают бесплатными.

Выдавая карманные деньги, родителям стоит придерживаться некоторых правил:

— Выдача суммы должна быть регулярной и своевременной. Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.

— С самого начала ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги и какие расходы, которые раньше несли родители, ему придется покрывать из своих карманных денег. Только не забывайте, что карманные деньги — не прожиточный минимум.

— Лишение карманных денег не должно использоваться как наказание.

— Не меняйте правил. Если вы по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребенку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание, и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплаты карманного дохода должны с ребенком согласовываться.

— Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные, слишком быстро или нерационально израсходованные средства. Это подведет его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнет основы финансового воспитания, которое из серьезного занятия превратится для ребенка в игру.

Здравствуйте, друзья! Финансовое образование и умение обращаться с деньгами – вопрос далеко не праздный. И, думаю, чем больше мы будем игнорировать правильные финансовые привычки, тем хуже будет становиться наше материальное положение.

И если мы, взрослые тетеньки и дядьки, только-только сейчас начинаем понимать всю важность финансового образования, то наши дети еще могут успеть развить в себе с детства правильное отношение к деньгам и научиться грамотно ими распоряжаться.

Ранее мы уже говорили на страницах блога о том, нужны ли детям карманные деньги. И сегодня появилась возможность продолжить эту тему благодаря интересной и чрезвычайно полезной, на мой взгляд, и для детей, и для родителей книги Евгении Блискавки «Дети и деньги», которая по счастливой случайности попалась мне на глаза.

По сути – это бесплатный самоучитель для детей и родителей, в котором в доступной и простой форме Евгения Блискавка (автор книги и директор Института финансового планирования) объясняет смысл сложных финансовых понятиях и в игровой форме учит детей основам финансовой грамотности.

Это наглядный пример того, как правильно говорить с ребенком о деньгах, чтобы навсегда не отбить у него интерес к этой теме, как просто объяснить ребенку сложные финансовые термины, как научить ребенка использовать свои знания о деньгах в жизни.

В книге очень много полезной информации, которой автор книги от лица главных ее героев (мама, папа и их дети Маша и Паша) щедро делится с читателями.

О том, как появились деньги, какие бывают деньги, зачем они вообще нужны, как ими управлять и распоряжаться, как их сохранять и преумножать и еще много чего нужного вы узнаете из этой книги.

Не хочется сейчас пересказывать вам полностью ее содержание. Думаю, кому это интересно, прочитают сами. Но все-таки несколькими секретами из этой книги, которые мне особенно понравились, не поделиться не могу.

Секрет №5. Как «приручить» деньги»?

Очень полезная информация: мы узнаем, для чего нужен бюджет, и как он поможет ребенку осуществить свои заветные желания.

Изучив эту главу и поняв, откуда приходят деньги и как они расходуются (доходная и расходная часть), ребенок самостоятельно или с вашей помощью сможет составить свой личный бюджет.

К книге приведены примеры и расчеты.

Секрет №7. Как «выращивать» деньги?

Еще одно открытие для детей. Да и только ли для детей? Многие взрослые не задумываются о том, как же все-таки приумножить свои деньги, ссылаясь на вечное их отсутствие.

Поняв, что такое инфляция, и сравнив способы сохранения денег, думаю, не сложно сделать вывод: как же все-таки выгоднее накапливать деньги, чтобы не оказаться в минусе.

А вот Секрет №8 о том, как научить деньги «бегать», думаю, окажется очень полезным и для многих взрослых.

Рассказ о современных и удобных способах расчета за товары или услуги с подробным описанием некоторых их видов (банковская карта, интернет-банкинг, платежные терминалы), с инструкцией, где можно ими расплачивается и как правильно пользоваться – настоящее мини-руководство для детей.

Секрет №9 – просто потрясающий. В нем речь идет об инвестировании.

Спасибо автору этой книги. Мое мнение: чем раньше дети начнут понимать смысл этого слова, тем раньше и быстрее возьмут в свои руки управление своими личными финансами, что очень пригодиться им в будущем. Признаюсь честно, я и сама только недавно заинтересовалась этой темой и способами инвестирования.

Секрет №10. Как купить защиту от неприятностей?

Еще один актуальный вопрос, которому мы не уделяем должного внимания – это страхование от всякого рода неприятностей для себя и своего имущества.

А секрет №11 – о том, как позаботиться о своем будущем и что нужно делать, чтобы не оказаться в старости без денег, не менее важен.

Хотя и кажется, что нашим юным героям до него еще очень далеко.

И это далеко не все секреты и знания, которые можно узнать из этого самоучителя. Причем основная мысль, которая проходит через все главы этой книги, на мой взгляд, такова: насколько финансово благополучен человек зависит, в первую очередь, не от количества денег, а от его умения правильно распоряжаться своими деньгами.

Эту, простую на первый взгляд, мысль мы взрослые частенько забываем. И эта книга наглядно, на практических примерах, с помощью математики и логики не только учит детей основам финансовой грамотности, но и напоминает нам родителям, что без воспитания правильного отношения к деньгам, без обучения детей основам экономических знаний в современной жизни никак не обойтись.

Книга «Дети и деньги» выпущена издательством «Манн, Иванов и Фербер». И, как всегда, безупречно оформлена. Ее, даже не читая, просто приятно подержать в руках. Я поклонница этого издательства. И уже не раз убедилась, что все, что издается в нем – интересно, полезно и познавательно.

Настоятельно рекомендую эту книгу родителям, которые хотят для своих детей лучшего. Это основы финансовой грамотности в очень доступном для понимания изложении.

И совсем не обязательно, читая эту книгу, преследовать большие цели и стремиться развить в своем ребенке качества великого финансиста. Поверьте, время, проведенное вместе с ребенком за изучением этой книги, это время на сто процентов проведенное весело и с пользой.

Домашние задания, ребусы, загадки, задачки и сюрпризы на страницах книги логично дополняют основное содержание и превращают чтение в увлекательную игру, веселое и полезное путешествие в совсем не скучный мир денег.

Рекомендую однозначно. Очень полезная книга.

Читать книгу онлайн:

Скачать книгу «Дети и деньги» можно на сайте moneykids.ru.

Пока, пока…

Еще в старые времена человеку требовалось отделить «свое» от «чужого». Производя какую-либо материальную ценность, люди вкладывали свой труд. Продуктами труда, товарами, люди обменивались.

Товар – это продукт труда, который произведен не для собственного потребления, а для обмена. А обмен – это движение товара от одного производителя к другому.

Человеку всегда требовалось что-то выменять у своего соседа или заморского гостя. А как правильно произвести обмен? Равны ли по стоимости мешок риса и два мешка соли? Так люди пришли к осознанию того, что необходимо сравнить различные стоимости.

Натуральный обмен доставлял определенные неудобства, поэтому для облегчения обменных операций назначался определенный эквивалент стоимости – товар, имеющий наибольший спрос, который всегда охотно возьмут за любую вещь.

Итак, сделаем некоторые выводы.
1. Товар имеет стоимость и предназначен для обмена.

2. Обмен товаров производится на основе всеобщего товарного эквивалента (товар, выполняющий функцию денег).

3. Чем интенсивнее происходит обмен товаров, чем больше продуктов труда становится товарами, тем нужнее оказывается всеобщий эквивалент.

В качестве денег (всеобщего эквивалента) древние люди использовали оригинальные предметы различных форм, размеров, видов. Так, например, в качестве платежного средства в Африке использовали деньги в виде брусков соли.

Что еще использовали в качестве денег?

Раковины каури (раковины фарфоровой улитки) – одни из самых первых форм древней валюты. Они компактные, легкие и прочные, к тому же их очень трудно подделать. Мудрые китайцы первыми стали использовать раковины каури в качестве денег 3500 лет назад. Фарфоровки (раковины каури) со временем имели хождение по всему миру.

Приведем семь необычных форм древней валюты:

— грецкие орехи,
— домашний скот,
— какао бобы,
— «кирпичный чай»
— пряности,
— беличьи шкурки,
— зубы дельфинов.

Со временем в роли денег наиболее активно «выступили» драгоценные металлы.

Что такое деньги? Определение денег

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Деньги – это всеобщая мера стоимости.

Деньги – это специфический товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Деньги из металла

Использование так называемых товаро-денег позволило людям совершать товарообмен. Но со временем это стало крайне неудобно. Поэтому появилась потребность в другой, более удобной форме платежа.

Появляются чеканные монеты. Деньги стали металлическими. Они быстро завоевывают популярность по всему миру. Монеты удобно хранить, транспортировать, складировать. Люди быстро оценили привлекательность железных денег.

Поначалу во многих странах в качестве металла для чеканки монет использовали медь или бронзу. С ростом товарно-денежных отношений возникла необходимость увеличить стоимость обменного эквивалента. С этого момента наступили «золотые времена» — золото и серебро становятся основными деньгами.

Бумажные деньги

Бумажные деньги, банкноты, купюры начали свое хождение в 910 году в Китае. В России первые бумажные деньги получили распространение при Екатерине II в 1769 году.

Интересные факты из жизни денег:

— в Восточной Азии жалованье и налоги долгое время уплачивались рисом,

— животные, наиболее пренебрежительно относящиеся к деньгам – куры. «Денег куры не клюют» — гласит известная пословица. На самом деле так высказываются в случае, когда денег очень много, предостаточно,

— в древние времена на острове Ниас деньги можно было есть, там в качестве платежного средства использовалось сушеная свинина,

— когда идет речь о возврате каких-либо денег, то зачастую вспоминают обычную русскую бочку и говорят: «деньги на бочку»,

— платежное средство (деньги) – раковины каури – добывали у Мальдивских островов и острова Мафия у берегов Восточной Африки. Для этих целей в воду опускали листья кокосовой пальмы, а затем вытаскивали их вновь, уже облепленными моллюсками. Довольно легкий способ добычи денег!

Деньги нужно уметь расходовать. Каждому человеку желательно владеть хотя бы азами финансовой грамотности. Спонтанных поступков деньги не любят. Грамотное, взвешенное, бережное отношение к деньгам — основа успеха и стабильности!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика