Ребенок не ест каши прикорм

Содержание
  1. Приучаем малыша к новой пище
  2. Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм
  3. Не хочет есть с ложки
  4. Не хочет есть кашу
  5. Секреты и хитрости первого прикорма
  6. Новое питание в жизни ребёнка
  7. Физиологические параметры готовности
  8. Психологические параметры готовности
  9. Почему ребёнок плохо ест прикорм?
  10. Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания
  11. Грудное вскармливание
  12. Искусственное вскармливание
  13. Правила введения прикорма
  14. Ориентируйтесь на ребёнка
  15. Прикармливайте только здорового ребёнка
  16. Давайте понемногу
  17. Откажитесь от насилия
  18. Вводите каждый раз по одному продукту
  19. Начинайте с «правильных» продуктов
  20. Что делать, если ребенок не ест прикорм?
  21. Решение распространённых проблем
  22. Малыш не хочет есть с ложки
  23. Ребенок не хочет есть кашу или овощное пюре
  24. Советы психолога
  25. Когда начинать?
  26. Правило №1. Доверяйте себе и современным научным исследованиям
  27. Правило №2. Вид вскармливания не имеет значения
  28. Правило №3. Новый продукт — здоровому ребенку!
  29. Правило №4. Кормите малыша новой пищей до приема основной еды
  30. Правило №5. Не применяйте насилие
  31. Правило №6. Не увлекайтесь количеством
  32. Правило №7. Монокомпонентность
  33. Правило №8. Не злоупотребляйте разнообразием
  34. Правило № 9. Введение прикорма начинайте с овощного пюре или безмолочных каш
  35. Причины отказа от прикорма
  36. Если ребенок не ест прикорм…
  37. Советы и приемы опытных мам
  38. Почему дети не едят каши?
  39. Что делать, если малыш не хочет есть каши?
  40. Что делать, если ребенок перестал есть каши?
  41. Как подобрать «свои» каши?


Первые четыре месяца малыш питался исключительно грудным молоком или смесями. Настало время первого прикорма, так как к пятому — шестому месяцу малышу для полноценного роста уже не хватит питательных веществ молока. К первому полугодию слизистая оболочка горлышка малыша уже может приспособиться к проглатыванию твердых частичек пищи.

Вводить первый прикорм для ребенка стоит лишь тогда, когда он наберет вес вдвое больший, чем при рождении и будет устойчиво сидеть. Обязательно у малыша должен появиться так называемый «пищевой интерес», он должен интересоваться едой, которую потребляют остальные члены семьи.

Оглавление [Показать]

Приучаем малыша к новой пище

Начинать прикорм ребенка лучше с овощного пюре. Оно обладает всеми необходимыми достоинствами для нового питания младенца:


  1. Разнообразный состав минеральных солей, необходимых для растущего скелета малыша.
  2. Большое количество витаминов и биостимуляторов.
  3. Растительная клетчатка, которая регулирует работу кишечника.
  4. Содержание щелочных солей необходимых для хорошего обмена веществ, улучшению дыхания, тонизированию нервной системы и выведению излишков воды.
  5. Отсутствия сладости поможет малышу лучше воспринимать второй прикорм — кашу.
  6. Содержание плотных комочков в пюре подготовит глотку к проглатыванию твердой пищи.

Приучать ребенка к прикорму надо постепенно. Начинаем с одной — двух ложечек перед вторым или третьим кормлением грудью. В пюре помимо овощей можно добавить половинку желтка и немного растительного масла. За месяц количество пюре доводится до 150 г. (три четверти стакана) и полностью заменяется одно кормление грудью. Можно и разделить прикорм на несколько приемов. Важно чтобы малыш получил от еды удовольствие.

Рекомендуем. Подробно о том, когда начинать первый прикорм грудного ребенка и чем начинать прикармливать. Много полезных советов и рекомендаций

Нововведения в питании зачастую не проходят гладко, бывает ребенок не хочет есть прикорм. Конечно, не все детки с охотой приобщаются к новой пище. Вкусовые рецепторы у младенцев отлично развиты и с самого рождения они привыкают к сладковатому вкусу молока. Важно сразу в отношении еды установить контакт с малышом, иначе дальнейшие кормления превратятся в пытку с обеих сторон.

Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм

Итак, первая и вторая попытка накормить малыша не удалась. Ребенок не хочет есть прикорм и что же делать, если он выплевывает еду или его даже начинает рвать.


  1. Во-первых, рвотных рефлексов не стоит бояться. В это время они имеют функциональное происхождение. Чаще всего рвотные позывы возникают при затягивании периода грудного вскармливания.
  2. Во-вторых, с желаниями и вкусами малыша надо считаться, но все-таки ласково настаивать на своем. Вкус можно развить не принуждением, а применением маленьких педагогических хитростей.

Вот несколько практических советов, если ребенок не хочет есть прикорм:

  • давать новый вид питания на голодный желудок;
  • соблюдать режим питания — малыш должен захотеть есть;
  • вначале чуть-чуть подсластите пюре грудным молоком или смесью;
  • выясните вкусовые пристрастия малыша: одни детки лучше едят картофельное пюре, другие из брюссельской капусты, а третьим подавайте микс из разных овощей;
  • если новое блюдо малышу не понравилось, не настаивайте, попробуйте предложить другое блюдо, а к этому вернитесь дней через десять;
  • вводить новые продукты постепенно, неделю кормят одним видом пюре и потом пробуют новый;
  • сажайте малыша за стол во время семейной трапезы, покажите и расскажите, как вы с удовольствием кушаете. Дайте ему несколько крупинок со своей тарелки, пусть попробует;
  • самое главное — никакого насилия, не страшно, если один раз ребеночек останется голодным, пусть лучше съест мало, но с удовольствием;

Бывает просто, ребенок плохо себя чувствует: режутся зубки или болит животик поэтому он отказывается есть прикорм.

Не надо отвлекать малыша игрушками или пытаться кормить незаметно. В первом случае начнется формирование неправильной привычки есть за игрой. Незаметное кормление не принесет маленькому организму никакой пользы. Когда малыш не хочет есть, то слюноотделение во рту и выработка желудочного сока понижены, и пища плохо переваривается.

Отличным способом приучить малыша к новой пище является методика педагогического прикорма. Ребеночка просто сажают за общий стол и дают ему попробовать то, что он захочет в мизерных количествах: кусочек размером с горошину или глоток жидкости.

Не хочет есть с ложки

Начинать кормить малыша твердой пищей нужно с использованием ложечки. Хорошо если это будет серебряное изделие (серебро препятствует развитию микробов), но подойдет и ложечка пластмассы (пластмассовые ложки безопасны для ребенка, а благодаря ярким расцветкам, привлекают внимание, поэтому малыш будет с удовольствием с нее есть).


По размеру лучше взять сначала кофейную, затем перейти к чайной.

Чем раньше малыш познакомится со столовыми приборами, тем меньше возникнет проблем с прикормом. Желательно с третьего месяца водичку давать пить только с ложки. Если ребенок не хочет есть прикорм с ложки, то во время приучения к ложке не стоит кормить его из соски, лучше позволить малышу сначала взять еду руками, пусть попробует есть сам. Затем дать ложку. Ребенок и все вокруг будет измазано, но очистить все гораздо легче, чем потом мучиться дальше. Постепенно малыш привыкнет к ложке и будет прекрасно с нее кушать.

Читаем статью: Как научить ребенка есть ложкой


См видео:

Не хочет есть кашу

Кашу маленькому члену семьи начинают давать с 6 — 7 месяцев. Сначала по одной чайной ложке гречневой, рисовой или кукурузной. Постепенно объем прикорма увеличивается до 150 г, а ассортимент круп расширяется. Варить кашу для полугодовалого малыша надо на воде или отваре овощей, без добавления молока и сахара.

Смотрите о правильном введение первых каш

Как и с овощным пюре, случается то, что ребенок не хочет есть кашу. В таком случае стоит также немного схитрить. В готовое блюдо добавить немного грудного молока. Вкус станет более знакомым малышу, что позволит быстрее ему привыкнуть к новому питанию.

Прикорм — это не всегда замена грудного вскармливания, а лишь необходимая добавка к полноценному питанию малыша. Это как бы знакомство с0 «взрослой» пищей. Ничего страшного если ребенок наотрез отказывается от пюре и каши. Наберитесь терпения. Наблюдайте за малышом, ведь в этом случае самый главный советчик именно он.


По теме прикорма:

  • Вводим: Прикорм на ГВ;
  • Вводим: Приком на ИВ.

Секреты и хитрости первого прикорма

Нередко новоиспечённые мамы жалуются подругам и специалистам, что ребенок не хочет есть прикорм, от пюре отворачивается, кашку вообще выплёвывает. В результате любая попытки накормить кроху взрослой пищей превращается в настоящее сражение, которое заканчивается обоюдным стрессом.

А начиналось всё, казалось бы, очень стандартно. Малышу исполнилось полгода, у него имеется первый зуб – пора вводить прикорм, переходя от маминого молока либо смеси к более взрослому рациону: различным крупам, пюре из овощей и фруктов.

Введение прикорма – важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

Новое питание в жизни ребёнка

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.


Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

  • Младенец может сидеть, держать ложечку в ладошке. Важность этих умений в том, что малыш должен непосредственно участвовать в самом процессе. А для этого нужно уметь принимать полувертикальное положение, держать ложечку в руке и доносить её до рта.
  • Рефлекс выталкивания пищи угасает. В полугодовалом возрасте рефлексивные действия, которые побуждают малыша выталкивать язычком твёрдые пищевые комки, начинают угасать. Значит, ребёнок уже способен потреблять что-то другое, нежели жидкие молоко и смеси. Если же кашка или пюре выталкивается обратно либо наблюдается рвота, детский организм к прикорму не готов.
  • Нормальные реакции желудочно-кишечного тракта. Если при введении новых блюд наблюдаются болезненные ощущения в животе, диарея, метеоризм, следовательно, пищеварительная система малыша не созрела в достаточной степени для подобных экспериментов. Особенно подобные признаки необходимо отмечать, если ребёнку исполнилось только 5 месяцев.

Ребенок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2-3 недели, а затем вновь предложите кашу или овощное пюре. Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам.

  • Младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот.
  • Ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку.
  • Малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

Почему ребёнок плохо ест прикорм?

Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты.

  • Чрезмерно раннее прикармливание (до четырёхмесячного возраста), когда у малыша ещё не выделяются пищеварительные ферменты, которые помогают усваивать взрослую пищу.
  • Если ребенок 8 месяцев не хочет кушать прикорм, возможно, у него ещё сохранился младенческий рефлекс выталкивания, который не позволяет воспринимать твёрдую пищу.
  • Малышу не интересны новые продукты, потому что родители не высаживали его рядом с собой, не показывали, насколько приятен вкус взрослых блюд.
  • При введении нового блюда малыш плохо себя чувствовал, у него резались зубки, болел животик, была повышенная температура и прочие симптомы какого-либо недомогания.
  • Если мама будет заставлять (пусть даже из благих побуждений) кушать прикорм, ребёнок может в итоге отказаться от новых продуктов, или же у него сформируется отрицательное отношение к процессу приёма пищи.
  • Ещё одна возможная причина – негативный первый пищевой опыт. К примеру, овощная пюрешка оказалась горьковатой или кисловатой, или же каша получилась слишком густой.

Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Грудное вскармливание

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Искусственное вскармливание

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Правила введения прикорма

Вопрос, что делать, если ребенок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Ориентируйтесь на ребёнка

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

Прикармливайте только здорового ребёнка

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Давайте понемногу

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Откажитесь от насилия

Заставить ребенка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

Вводите каждый раз по одному продукту

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Начинайте с «правильных» продуктов

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

Что делать, если ребенок не ест прикорм?

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребенок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы.

  1. Старайтесь развивать заинтересованность ребёнка в новой пище. Для этого его необходимо усаживать за семейный стол, давать понемногу то, чем трапезничают взрослые домочадцы. Конечно, предлагаемая пища должна соответствовать возрасту крохи.
  2. Предлагайте новые продукты проголодавшемуся младенцу. Ребёнок, который только что плотно пообедал маминым молоком или смесью, не захочет пробовать что-то другое. А вот после продолжительного гуляния, подвижных игр у крохи разыграется аппетит, чем и можно воспользоваться.
  3. Если малыш не хочет кушать готовые баночные пюре, попробуйте сделать прикорм самостоятельно. Первые детские блюда готовятся очень просто – достаточно в течение четверти часа проварить овощи (или приготовить на пару), а затем измельчить с помощью блендера.
  4. Всегда ищите альтернативу непонравившегося малышу блюда. Если ребёнок отказывается от кабачка, предлагайте брокколи. Если же не пришёлся по вкусу творог, давайте кефир. Младенцу, который не любит мясо, предлагайте больше белковых продуктов – творога или рыбы.

Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Малыш не хочет есть с ложки

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

Если ребенок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Ребенок не хочет есть кашу или овощное пюре

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Если ребенок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Советы психолога

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его, как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

Многие молодые мамы жалуются на своих карапузов: «И кашу не ест, и от пюре отказывается. Подавай титю, и все тут!» Очередная попытка накормить малыша чем-то кроме грудного молока или смеси заканчивается полным провалом. Кроха плюется, отворачивается от ложки и демонстрирует полное безразличие к предложению подкрепиться. Как решить эту проблему? Может ли прикорм быть радостью, а не пыткой и обоюдным стрессом?

Порой, чтобы накормить малыша, нужно приложить немало сил.

Для начала разберемся, в чем суть этого процесса, при наличии каких условий целесообразно начинать введение прикорма, каковы его правила. А затем рассмотрим возможные причины отказа вашего крохи от еды и пути преодоления этих трудностей.

Основная пища малыша с рождения и примерно до полугода — это:

  1. материнское молоко;
  2. материнское молоко и адаптированная смесь, если первого компонента не хватает;
  3. адаптированная смесь, если молока нет совсем.

Смысл прикорма — в приобщении ребенка к «взрослому» столу переходе от младенческой пищи к «человеческой». Карапуз исследует неизвестные ранее вкусы. знакомится с новыми продуктами.

Когда начинать?

Нам недавно исполнилось три месяца. И на очередном приеме у педиатра медсестра посоветовала давать малышу яблочный сок, по капельке. Я удивилась, а про себя подумала: «Так рано? Кислый промышленный сок? Зачем? Ведь в нем практически нет витаминов». Не рискуя слепо доверять словам нашего «наставника», я решила узнать, что по этому поводу говорят ведущие педиатры страны (например, Комаровский) и Всемирная организация здравоохранения.

Торопиться с введением прикорма не стоит. Всему свое время.

Оказывается, существует целый перечень условий, при наличии которых пора задуматься о разнообразии детского меню.

  1. Возраст. Нет никакой нужды прикармливать кроху ранее 4-х месяцев. Лучше, если до полугода ваш малыш будет питаться только молоком или смесью.
  2. Вес. С момента рождения карапуз должен весить в два раза больше, примерно 6,5—8,5 кг.
  3. Показатели физического развития и становление ЦНС:
  • ребенок уверенно держит голову, поворачивает ее влево и вправо (это умение потребуется, если при отсутствии аппетита кроха захочет отвернуться от еды);
  • ваше дите сидит (вам удобнее кормить, а малышу дотягиваться до заинтересовавшего продукта);
  • ребенок умеет вытягивать вперед нижнюю губу для того, чтобы брать ложку;
  • рефлекс выталкивания языком сходит на «нет»;
  • грудничок стал активнее (ползает, переворачивается, пытается вставать, растрачивает много энергии, часто испытывает чувство голода).

    Я обед съедаю сам.
    Открываю рот — и АМ!

  • Пищевой интерес. Его появление можно проверить, наблюдая за поведением малыша во время общей трапезы. Если все окружающие предметы (вилки, ложки, мамин сотовый или папины очки) перестали интересовать его, кроха с любопытством тянет ручки в тарелку с супом, значит, пришла пора экспериментировать.

Только при наличии всех этих обстоятельств постепенное приобщение вашего чада к «взрослому» столу считается своевременным.

Соблюдение некоторых правил спасет вас и кроху от лишних неприятностей.

Правило №1. Доверяйте себе и современным научным исследованиям

Забудьте о том, что говорили вам «опытные родственники» (бабушки, свекровь, тети, мама). Дать совет — это их жизненная необходимость. И, к сожалению, не всегда она является целесообразной и полезной. Думайте своей головой, полагайтесь на материнскую интуицию. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. И никто не сможет найти к нему подход так, как это сделает любящая мама.

Мама знает, что хорошо для ее крохи.

Не подражайте знакомым, хвастающимся, что их карапузу всего 5 месяцев, а он ложками уминает картошку. Придет и ваше время. Ведь вы не участвуете в соревновании за золотые медали.

Пропускайте через фильтр слова лечащего доктора. Как правило, наши участковые медики руководствуются одинаковыми для всех нормами. Это удобно и быстро. Но каждый ребенок — это совершенно особый случай. Учитывайте все нюансы, выйдите из общего строя, если не успеваете или наоборот рветесь вперед.

Многие мамы не раз замечали

появление на языке малыша белого налета

. Белые пятна могут служить сигналом воспалительных процессов, которые происходят в организме малыша. Как только вы заметили налет, немедленно принимайте меры.

Детки до года часто мучаются от запоров, которые происходят по самым разным причинам. Помочь малышу покакать можно разными способами. Безусловно, одним из самых эффективных является клизма.

Правило №2. Вид вскармливания не имеет значения

Утверждение, что «искусственники» должны раньше переводиться на взрослую пищу, чем груднички, устарело. Оно основывалось на низком качестве молочных смесей и возникающей в результате этого нехватки витаминов и полезных веществ. Но индустрия детского питания не стоит на месте. И прогресс налицо. Современные адаптированные смеси имеют богатый состав и хорошо усваиваются растущим организмом.

— Мы, искусственники, теперь наравне с грудничками!

Правило №3. Новый продукт — здоровому ребенку!

Противопоказаны любые дегустации, если у малыша болит животик, он температурит, восстанавливается после болезней или прививок.

— Сегодня для пищевых экспериментов я не готов!

Правило №4. Кормите малыша новой пищей до приема основной еды

В противном случае карапуз насытится маминым молоком, и на другие «блюда» просто не останется места.

Правило №5. Не применяйте насилие

Если кроха отворачивается от ложки, не нужно настаивать и упрямо пытаться положить ее в рот.

Правило №6. Не увлекайтесь количеством

Вводите новый продукт постепенно, с половины чайной ложки. И в течение недели доводите до нормы. Если какой-то продукт не пошел, прекратите его прием на недельку или 10 дней, затем попробуйте снова.

Начинайте прикорм с маленьких порций.

Правило №7. Монокомпонентность

Если вы даете овощной прикорм, не смешивайте в нем сразу и кабачок, и брокколи, и капусту. Остановитесь на одном ингредиенте. Тоже самое с кашей. Она должна быть однозлаковой.

Монокомпонентность помогает выяснить, как усваивается конкретный продукт. Если вдруг появилась сыпь или заболел животик, вы без труда определите виновника данной ситуации.

Следите, чтобы в состав готовых «блюд» не входил сахар. Солить можно, но не нужно. Иначе карапуз не узнает истинного вкуса еды.

Правило №8. Не злоупотребляйте разнообразием

Пробуйте новый продукт, если предыдущий полностью заменил одно кормление. Экспериментировать лучше с утра, чтобы в течение дня проследить реакцию.

Только один новый продукт за одно кормление.

Правило № 9. Введение прикорма начинайте с овощного пюре или безмолочных каш

Выбор определяется временем года (летом и осенью полезнее давать овощи) и характером детского стула. Если он жидкий и частый, отдайте предпочтение кашам.

Отдайте предпочтение легким овощным пюре.

Итак, мы познакомились с условиями и правилами прикорма. Пришло время ответить на вопрос, почему же некоторые дети (а таких большинство) отказываются есть что-то кроме маминого молока.

Причины отказа от прикорма

  1. Ранний прикорм (до 4—х месяцев). У крохи еще не сформированы пищевые ферменты, помогающие усваивать «взрослую» еду.
  2. Несоблюдение Правил №3 и №4.
  3. Ребенок физиологически не готов к подобной дегустации.
  4. Кроха еще не распробовал вкус новой еды, она для него чужая.
  5. Используя принуждение, мама могла испугать малыша и спровоцировать негативное отношение к процессу приема пищи.
  6. Неудачный первый опыт (например, пюре оказалось горьким или кислым).
  7. Карапуз плохо себя чувствует (режутся зубки, жарко, болит животик).
  8. Физиологические особенности организма (например, у некоторых детей рефлекс выталкивания сохраняется и после достижения 6-месячного возраста);
  9. Проблема избирательного аппетита («мамино молочко хочу, остальное – нет»).

Что делать, если вашему малышу уже исполнилось 6, а возможно, даже 8 или 10 месяцев, но он не желает даже пробовать еду с общего стола?

Этот вопрос становится важным, если анализ крови грудничка отражает недостаток таких элементов, как железа, фолиевой кислоты и витамина В12.

В данном случае нужно принимать меры.

Если вы мама грудного ребенка, вы наверняка не раз замечали, что иногда у малыша потеет головка. Это может происходить при повышенной физической активности, переутомлении, если ребенок носит одежду из синтетических тканей. Более подробно о проблеме «мокрой головки грудничка» расскажет

эта статья

.

Потница у новорожденных встречается у многих детей. Красная сыпь на теле доставляет дискомфорт ребенку и беспокойство родителям. Однако не стоит бить тревогу, если своевременно приступить к лечению, раздражение пройдет через несколько дней.

Дисбактериоз — это болезнь XXI века. Существует множество самых разных взглядов на эту проблему. Полную информацию о дисбактериозе читайте на этой странице www.o-my-baby.ru/zdorovie/simptomy/disbakterioz-u-grudnichkov.htm.

Если ребенок не ест прикорм…

Рекомендации ведущих педиатров

  • Развивайте пищевой интерес малыша. Приглашайте его за общий стол, показывайте продукты, рассказывайте, какие они вкусные и полезные. По крошке и капельке знакомьте кроху с новыми вкусами. Такой подход лег в основу модного сейчас педагогического прикорма, которого доктор Комаровский называет «развлечением мам и пап». У этого метода есть свои подводные камни. Далеко не всегда на взрослом столе можно увидеть исключительно полезную и постную пищу. А давать малышу пробовать (пусть даже в малых количествах) жареное, копченное или слишком сладкое просто глупо и может повлечь за собой аллергические реакции. Действуйте осознанно и осторожно.

    — Что это тут?!

  • Прикармливайте голодного ребенка (возникновению подобного чувства способствуют прогулки на свежем воздухе и плавание).
  • Не давайте то, от чего может отломиться кусочек (печенье, например). Это опасно тем, что малыш может поперхнуться.
  • Следите за показателями развития. Если все в порядке, значит, нет поводов для паники.

Советы и приемы опытных мам

  • Демонстрируйте удовольствие от приема пищи, смакуйте, причмокивайте, восклицайте и всем своим видом показывайте малышу, от какой вкуснятины отказывается.
  • Покажите пример на кукле или «покормите» медвежонка. Сопровождайте процесс репликами: «Как Маше вкусно! Миша так любит кашку!». Можно проиграть эту ситуацию вместе с папой.
  • Используйте яркую мягкую ложечку. Дайте ребенку «познакомиться» и поиграть с ней.

    Многое зависит от посуды — она должна быть яркой и мягкой.

  • Если вы даете баночную еду, попробуйте начать готовить. Некоторые детишки едят только то, что сделано мамиными руками.
  • Не начинайте со сладкого (фруктов, печенья). Потом ребенок будет просить их постоянно. И десерт превратится в основную еду.
  • Режьте продукты на кубики. Малыш будет играть с ними, строить пирамидки. Глядишь, и попробует (подходит, если он уже освоил первый прикорм).
  • Непосредственно перед кормлением добавьте в кашу немного своего молока или смеси. Так вкус новой пищи станет «роднее».

    Пара капель грудного молока и новое блюдо идет на ура!

  • Если вы на ГВ, увеличивайте интервалы в чередовании левой и правой груди. С 12 до 18 давайте крохе одну, с 18 до 24 — другую. Так вы сможете избежать капризов (ведь вы не отказываете малышу в молоке), а малыш перестанет наедаться и начнет кушать.
  • Лучшее средство борьбы с избирательным аппетитом — голод. Маленькому ничего не останется, как есть то, что ему дает. Бабушки станут возражать и называть вас садистками. Не слушайте их. Помните, что вы делаете это не ради собственной прихоти, а ради здоровья вашего чада.

    — Мама, когда обед?

  • Не переживайте! Лишний стресс только усугубит ситуацию.

Не зацикливайтесь на прикорме. Ведь это не основная еда, а лишь знакомство с ней. Всему свое время. Все малыши — неофобы (неофобия — боязнь новых продуктов). Слушайте материнскую интуицию и свое дитя. Все случаи индивидуальны. Поэтому успокойте свои нервы и потихоньку приучайте малыша к общему столу. Пусть прикорм станет приятным и вкусным занятием, долгожданным и радостным ритуалом. Главное: делайте все с удовольствием. Не ест он эту кашу — и ладно! Сейчас вам не верится, но придет время, и вашего карапуза будет за уши не оттащить от макарон сыром. Просто подождите.

Удачи вам и терпения!

Каши – одни из главных продуктов в рационе детей, начиная с самого раннего возраста. Их пользу для растущего организма сложно переоценить. Крупа – это богатый источник растительных белков и клетчатки, целого ряда витаминов (группа В, витамины А, Е, РР и Н). Кроме того, в кашах много микроэлементов: фосфора и калия, хлора, серы, кальция, магния, натрия и меди, железа, цинка, хрома, бора и молибдена, а также многих других.

Помимо этого, каши являются источником большого объема углеводов, и значит, снабжают малыша запасами энергии. А достаточное количество клетчатки, которая содержится в разнообразных крупах, крайне необходимо для кишечника малыша, чтобы пищеварение работало без сбоев. К тому же некоторые из круп обладают способностью выводить из организма токсины и шлаки, а также продукты метаболизма лекарственных препаратов.

Педиатры и институты питания разных стран рекомендуют каши как один из первых прикормов, вводимых в возрасте 6-7 месяцев. Однако далеко не все малыши благосклонно относятся к кашам, и необходимо приложить целый ряд усилий, чтобы заинтересовать их этим новым блюдом. Однако если ребенок не ест каши, это совершенно не значит, что нужно применять разнообразные «танцы  бубнами», уловки и ухищрения, чтобы впихнуть в ребенка как можно больше еды. Ребенку, который до этого знал только вкус молока матери или смеси, нужно помочь в адаптации к продукту, и дать время на привыкание к новым вкусам.

Пшенная каша – содержит 70% крахмала, 12-15% белка, содержащего незаменимые аминокислоты, а так же большое количество жира 2,6-3,7%, клетчатки 0,5-08%, небольшое количество сахаров до 2%, витамины В1, В2, РР и большое количество фосфора, цинка, йода, калия, натрия, магния и брома. Способствует укреплению мышечной системы.

Почему дети не едят каши?

Есть несколько причин, по которым дети не едят каши или кушают их без воодушевления:

  • ребенок еще не знает вкуса нового продукта, ему необходимо привыкнуть;
  • ребенок еще не готов к употреблению каши, его организм еще не настроен на ее усвоение;
  • ему может не нравиться конкретный вид каши;
  • малыш может быть просто не настолько голодным, чтобы есть кашу.

Самыми полезными для организма ребенка с начала прикорма считаются каши, которые сварены на воде без добавления сахара и соли. Однако далеко не все дети с охотой будут есть подобный продукт даже в начале прикорма. В этом случае можно попробовать начинать прикорм с других групп продуктов – пюре из овощей, творога и кефира, фруктовых пюре. И затем уже снова пробовать заинтересовать малыша кашами, дополнив их теми продуктами, которые он уже успел полюбить. К примеру, к овсяной каше можно добавить банан, абрикос или потертое яблоко, к гречневой каше можно добавить моркови, тыквы, желток яйца, сыр, к рисовой каше можно добавить банан, творог или кефир.

Если ребенок категорически не желает есть каши в любом из предложенных вами вариантов, тогда стоит оставить его в покое на пару недель, и возможно, по истечении этого срока малыш будет готов принимать каши более благосклонно. По мере адаптации ребенка к кашам на воде, можно вводить  рацион каши на молоке, с добавлением сливочного масла и совсем небольшого количества сахара.

Крайне редко бывает так, что ребенок совсем не ест каши, обычно он отказывается от некоторых видов, которые просто приходятся ему не по вкусу. Важно предлагать все варианты и находить оптимальный вариант.

Каши могут быть как из одного злака (монокомпонентные), так и из смеси злаков. Нередко дети с благосклонностью воспринимают нелюбимую крупу в смеси с другими, более любимыми. К примеру, дети, которые любят кашу с рисовой крупой, но не любят пшено, очень хорошо кушают кашу «дружба» из смеси риса и пшена.

Рисовая каша – содержит витамины группы В: тиамин В1, рибофлавин В2, ниацин В3 и В6; витамин РР, каротин, витамин Е, которые способствуют укреплению нервной системы и благотворно влияют на состояние кожи, волос и ногтей. Рис содержит ряд микроэлементов: калий, фосфор, цинк, железо, кальций, йод и селен. В рисе содержатся сложные углеводы, поэтому рис питателен, но при этом не калориен.

Что делать, если малыш не хочет есть каши?

Есть несколько простых советов для тех детей, кто плохо ест или совсем не ест каши. Прежде всего, не нужно заставлять ребенка есть каши, действуйте по принципу «не хочет кушать – не надо». По мере расширения рациона крупы так или иначе появятся в меню малыша.

  • Важно дать ребенку хорошенько проголодаться. Так, к примеру, ребенку в 8-9 месяцев перерыв между приемами пищи нужно сделать около 3.5-4 часов. Если малыш плохо ест каши, самая вероятная причина – что он еще недостаточно голодный.
  • Можно разнообразить и улучшить вкус каши (подсластить ее) за счет добавления печеного или свежего яблока, груши, банана, персика или абрикоса, если эти продукты уже введены в рацион вашего карапуза. Также допустимо добавление к каше привычных для рациона ребенка овощей – моркови и цветной капусты, тыквы, брокколи или свеклы.
  • Для детей, находящихся на грудном вскармливании, можно добавить к каше грудного молока. Хорошо знакомый вкус поможет ребенку привыкнуть к новому блюду. Можно готовить первые каши на знакомой ребенку молочной смеси. Можно также добавлять к каше привычные для рациона ребенка кисломолочные продукты – творог, кефир, биолакт.

Самое главное, не сформировать в процессе введения каши отрицательных рефлексов на нее. Нельзя заставлять детей есть каши, впихивая в рот буквально каждую ложечку, не нужно акцентировать внимание ребенка на том, сколько он съел, не нужно сравнивать его с другими детьми или критиковать, ругать малыша.

Гречневая каша – содержит восемнадцать незаменимых аминокислот, железо, кальций, калий, фосфор, медь, йод, цинк, бор, фтор, молибден, кобальт, а также витамины В1, В2, В9 (фолиевая кислота), PP, витамин Е. В гречке много фолиевой кислоты, что стимулирует кроветворение, повышает выносливость и сопротивляемость организма ко многим болезням.

Что делать, если ребенок перестал есть каши?

Нередко бывает и так, что ребенок с раннего детства охотно ел кашу, но по мере взросления стал отказываться от нее. В чем могут быть причины?

Чаще всего каша просто приедается, надоедает ребенку. Можно на некоторое время (от пары недель до месяца), исключить из меню данную кашу или вообще все каши, а затем предложить новый вариант уже известного блюда или же готовить его из другого вида крупы. Чтобы каши не приедались, важно чередовать крупы на протяжении недели – благо, круп очень много, и варианты подобрать можно всегда.

Однако совершенно отказываться от каш в детском питании не стоит, ведь они крайне полезны для всех систем растущего организма, от мозга и костей до пищеварительного тракта и иммунитета.

Институт питания РАММ и ВОЗ рекомендуют составить рацион здорового ребенка таким образом, чтобы каши и изделия из зерновых (хлеб, выпечка, гарниры, макароны) составляли до 50% от всей потребляемой пищи.

Овсяная каша – содержит витамины В1, В2, РР, Е, соли кальция, фосфора, железа и магния. Прекрасный сорбент, способствует выводу солей тяжелых металлов. Оказывает обволакивающее и противовоспалительное действие на слизистую желудка.

Как подобрать «свои» каши?

Конечно, крупы полезны для детей, но каждая из круп обладает определенными свойствами, которые по индивидуальным показаниям могут не подходить ребенку. Нередко дети буквально до истерики не хотят есть каши, которые для них слишком плотные (они еще плохо жуют и глотают), слишком сухие, или негативным образом влияют на пищеварение (крепят стул, дают бурление в животе). К примеру, крупы с глютеном при его непереносимости могут давать серьезные проблемы с кишечником, вызывать сыпь. Стоит посоветоваться с врачом, какие каши наиболее подойдут вашему малышу, а какие стоит ставить на стол редко или совсем исключить.

К примеру, манная каша не подходит детям с избыточным весом, т.к. она очень калорийная, а каши с глютеном не стоит потреблять аллергикам хотя бы первые год-два. Если же есть непереносимость глютена, они вообще исключаются из рациона. Если малыш склонен к запорам, стоит быть аккуратнее с рисовой кашей – она может крепить стул.

Остается напомнить народную мудрость: «Щи да каша – пища наша!» Чаще включайте каши в семейное меню, ведь пример взрослых действует лучше любых уговоров. И тогда ваш малыш будет относиться к кашам, как к неотъемлемой части рациона, будет расти крепким и здоровым, и никто не скажет про него, что он «в детстве мало каши ел».

Манная каша – содержит все те элементы, которые есть в пшеничном зерне: она богата крахмалом, в меньшей степени – белками, витаминами Е и В1, В2, В6, РР. В манке содержится много железа и совсем мало клетчатки. В манной крупе много глютена. Она является хорошим средством лечения всех болезней кишечника, очищает организм от слизи и выводит жир.

Фото — фотобанк Лори

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика