Нетрадиционные методы воспитания детей


Оглавление [Показать]

1288 (29 за неделю) / 20.09.17 10:00

Сейчас популярны нестандартные методы воспитания детей, хотя в целом про принципы и методы воспитания  написано множество фундаментальных трудов, книг и статей. Есть немало исследований на тему педагогики и психологии детства. Многие знают имена таких знаменитых педагогов – теоретиков и практиков, как Песталоцци, Корчак, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. Одно время большой популярностью у нас в стране пользовались рекомендации доктора Б. Спока. В своей книге «Ребенок и уход за ним» он учил взрослых, как надо правильно обращаться с детьми и давал советы по воспитанию. Однако как его идеи, так и постулаты всех остальных маститых учителей, педагогов и психологов нельзя считать единственно правильными. И любое правило, как известно, имеет исключение. Поэтому никогда не следует забывать про здравый смысл.

Подключите логику


Вспоминает Елена, 45 лет: «В ту пору я сама еще училась в школе, а моя старшая подруга недавно стала мамой. Ребенок у нее был первый, а помочь некому – бабушек с обеих сторон уже не было в живых, но подруга моя была девушкой основательной и образованной. Задолго до родов она начала готовиться к воспитанию желанного чада – читала специальную литературу, правильно питалась, гуляла, слушала хорошую музыку, смотрела на красивое, разговаривала с малышом и т.д. Не обошлось и без модного доктора Спока, книги которого тогда были в дефиците, а труды – в новинку.
И вот как-то звонит мне новоиспеченная мамаша и громко рыдает в трубку: «Не знаю, что делать! Сынок плачет и никак не успокаивается!» В голове сразу начали рождаться варианты причин, из-за которых ребенок может чувствовать себя некомфортно: голоден, болен, чего-то требует… Все не то. «А, может, он мокрый?» – спрашиваю с надеждой, а в ответ с удивлением слышу: «Ну и что, если мокрый? Спок пишет, что из-за этого дети не испытывают беспокойства и не плачут». Я, признаться, тогда Спока не читала, но простая логика подсказывала, что всемирно известный доктор явно в чем-то заблуждается. «Подумай сама: если тебя закутать в мокрую и холодную простыню, ты долго выдержишь? Нет! Так почему малыш должен терпеть подобное издевательство?» Мамаша восприняла мои аргументы и сменила пеленки, после чего мальчик моментально успокоился. Вот только в истине печатного слова стали сомневаться мы обе, и, надо сказать, пользы от этих сомнений было больше, чем вреда».
Каждый родитель и даже просто взрослый, заботам которого поручают подрастающее поколение, невольно вынужден открывать свои законы воспитания и сам придумывать правила мирного существования, ведь даже маленькое человеческое существо – это целый космос. И познавать его требуется с самых азов, долго и тщательно, с учетом индивидуальных особенностей.

Немало говорят и пишут, что детям нельзя потакать. Вопрос только в том, а всегда ли это так? Ведь бывают ситуации, когда желания ребенка следует выполнять. Например, таким образом вы удовлетворите его насущные потребности, успокоите и развлечете.
Рассказывает Анастасия, 35 лет: «Одна моя знакомая была вынуждена на некоторое время оставить сына ясельного возраста со старенькой прабабушкой. Та была женщина простая, деревенская, имела свой взгляд на все, в том числе и на воспитание. Когда мать вернулась домой, то застала идиллическую картину – парнишка с бабулей сидели на кухне и со всей силы дубасили по столу и по металлическим кастрюлям ложками, а кто-то из соседей по дому стучал по батарее. Какофония была еще та, зато пацаненок был доволен и весел! А на попытки объяснить старушке, что такая игра – не лучший вариант, она ответила, что им обоим с правнуком хорошо, значит, все в порядке. А всякими там развивающими играми и тому подобной ерундой пусть занимаются те, кому делать больше нечего. Что возразить, родительница не нашла».
Возразить тут, и правда, сложно. К тому же выбор у матери, судя по всему, был невелик. Ведь если вы в силу сложившихся обстоятельств оставляете своего ребенка с кем-либо, то странно придираться к человеку, который вас выручил. Главное, чтобы не было угрозы жизни и здоровью ребенка. А безобидные развлечения вполне приемлемы. Вдобавок они вносят свежую струю в размеренный и излишне правильный воспитательный процесс.

Нестандартные методы

Вроде бы общеизвестно, что детей бить нельзя. Да и ювенальная юстиция теперь стоит на защите их прав. А если руки так и чешутся, и человек не видит иного выхода, кроме как стукнуть распоясавшегося переростка?
Рассказывает Валерия, 60 лет: «Про профессии я учитель физкультуры. Несколько лет была классным руководителем. И вот представьте, однажды поколотила своего ученика. Парень был хулиганистый, практически неуправляемый. Он постоянно влипал в какие-то полукриминальные истории. Родители не знали, что с ним делать. Учителя буквально выли от его выходок. Но ни нотации, ни увещевания, ни душеспасительные беседы не помогали. А остальные школьники старались обходить его стороной. Он же не боялся ни товарищей, ни старших, ни милиции. Авторитетов никаких не существовало. И все шло к тому, что его отправят в колонию, если он вновь начудит.
Я уже не знала, как уберечь воспитанника от беды. Он же бравировал своим ужасным поведением и не понимал, что губит себе нормальную жизнь. Вот я и решила с отчаяния применить последнее средство. Завела его в кабинет при физкультурном зале, закрыла дверь и стала лупить, приговаривая, что поведение надо менять, иначе все кончится плохо. Но не думайте, что это было классическое «избиение младенца». Роста я маленького, и моя голова едва ли доставала до плеча этого рослого парня, который был крепок, здоров и силен. Так что мои удары были скорее символическими и обескураживающими, нежели болезненными. Я махала руками и твердила, что ему надо срочно перестать безобразничать, иначе беды не избежать.
А еще, признаюсь теперь честно, очень боялась, что ученик даст мне сдачи. Ведь если не прибьет на месте, то точно покалечит. Но сопротивляться обычно наглый подросток не стал, а в растерянности повторял любимую фразу всех нарушителей спокойствия: «Я больше не буду». А растеряться, и правда, было от чего – и форма воспитания, и способ «задать ума» выходили за рамки привычных методов советской школы. Трудно сказать, что возымело действие – неожиданность наказания или его оригинальность, но мозги у человека на место встали и он нормально доучился. Теперь успешный бизнесмен. И, представьте, периодически меня навещает и благодарит, что в тот сложный период не дала ему скатиться по наклонной плоскости».
Конечно, этот случай нельзя считать примером для подражания. Он лишь показывает, как важен индивидуальный подход, когда все постулаты педагогики пасуют перед поведением трудного подростка.


7 Три фатальных ошибки в воспитании детей

К сожалению, в наше перенасыщенное информацией время с взвинченными скоростями и постоянным цейтнотом мало кто из родителей успевает осознать, осмысли …

Иной раз нестандартные и вроде бы антипедагогические методы воспитания используются любящими родителями от неожиданности, растерянности. И искреннего желания вырастить своего ребенка не равнодушным к чужим несчастьям и жестоким к чужой боли, а добросердечным человеком, который умеет различать, что такое хорошо и что такое плохо, и несет ответственность за свои поступки.
Рассказывает Татьяна, 30 лет: «Я замужем, у меня хороший муж, дочка ходит в детский сад. А не так давно мы купили собаку. И вот как-то гуляем все вместе в парке. Ребенок ни с того ни с сего вдруг так сильно стукнул собаку, что несчастное животное жалобно заскулило. Я тут же шлепнула дочурку. «За что, мама?» – последовал удивленный вопрос. «А собаку ты за что? Просто так? Вот и тебе за просто так досталось. Теперь будешь знать, что всем больно, и животных бить нельзя!» – прокомментировала я воспитательную меру. Потом долго думала, правильно ли поступила. Но ведь не раз говорила дочке, что драться нехорошо, что слабых обижать нельзя. А она все равно ударила ни в чем не повинное животное. Значит, либо я как-то не так объяснила, либо ей надо было, что называется, на себе почувствовать, как это неприятно, когда ты получаешь пинок, шлепок или что-то подобное совершенно ни за что…»

Больше доверия

Бывают ситуации, когда не актуальна и не эффективна «взрослая власть». Что ни делай, как ни указывай, чадо не желает подчиняться.
Рассказывает Анна, 32 года: «Как-то я была в гостях у своей приятельницы. Ее дочка не на шутку раскапризничалась и перестала слушаться, как бесенок в нее вселился. И тогда подруга предложила поиграть в дочки-матери. Мы с ней стали дочками и заняли позицию ребенка, а девочке поручили роль нашей мамы. А чтобы, как говорится, ей жизнь малиной не казалась, стали капризничать, ныть и все время чего-то требовать. Бедный ребенок в процессе игры на себе прочувствовал всю «прелесть» неуправляемого чада. И в дальнейшем девочка старалась вести себя вполне сносно».

Так что в воспитании детей и общении с ними нет прописных истин и твердых правил. А если они и есть, то всегда возможны исключения. Поэтому не бойтесь нестандартного подхода и нестандартных методов, не бойтесь идти против аксиом и нарушать правила, если ум и сердце вам подсказывают, что именно это требуется в текущий момент. А еще доверяйте собственной интуиции, ведь она способна выдать неожиданные, но порой самые верные решения в определенных обстоятельствах.
Не забывайте также про собственный личный опыт и про то полезное, что можно почерпнуть из опыта семейного. «А моя мама делала так… Бабушка учила поступать вот таким образом…» – эти мысли могут помочь вам при затруднениях с собственными детьми. И если чужие советы даже профессионально образованных людей относительно воспитания и обращения с детьми идут вразрез с тем, что вы думаете и чувствуете сами, не спешите их выполнять, а взвесьте все хорошенько, сообразуясь со своей позицией. Помните, что с точки зрения психологии действенны оригинальные методы и нестандартный подход. И больше доверяйте как себе, так и детям!
 

Каждая женщина мечтает стать лучшей матерью в мире. Иногда это желание приводит к тому, что мамы решают использовать нетрадиционные методы воспитания, чтобы их ребенок вырос талантливым и успешным. Как правило, это женщины, которые имеют прошлый негативный опыт с традиционной медициной и обучением. На самом деле не все новинки педагогики плохи, но все имеет свои риски.


1. Никаких одноразовых подгузников

Начнем с того, что ничего передового в этом нет. Памперсы появились в мире не так уж давно. В некоторых странах третьего мира до сих пор обходятся без них. Начиная с 3-6 месяцев младенцев учат освобождать мочевой пузырь и кишечник над горшком, держа ребенка на руках над ним. При этом, как правило, произносятся определенные звуки. Малыши не сразу, но все же привыкают к этому и уже сами просятся «пи-пи» или «а-а».

В одноразовых подгузниках нет ничего плохого и ничего хорошего для детей. Они лишь облегчают жизнь матери. В любом случае дети научатся проситься на горшок, только возможно позже.

2. Спартанское воспитание

Приверженцы такого воспитания отрицают всякие излишества в бытовых условиях. Никаких мягких подушек, теплых одеял, мягкой постельки и ковров. Детская мебель только минимальная и без всяких излишеств. То же самое относится к одежде и игрушкам.


Возможно, в таких условиях малыш и вырастет закаленным и неизбалованным, но вот что касается его отношения с социумом, то тут могут возникнуть проблемы.  Как может помешать удобная детская мебель или красивые сапожки вырасти умным и добрым — непонятно.
Вывод — во всем должна быть золотая середина, без крайностей.

3. Био образ жизни

Промоутеры такого стиля жизни употребляют только натуральные, биопродукты. Это относится не только к питанию, но и к одежде или косметике.

Что говорят специалисты? Натурализм — это замечательно, но без фанатизма. Дети в таких семьях часто растут запуганными окружающей средой. Рассказы родителей о том, что нас окружают вредные токсины и яды настолько впечатляют детишек, что они боятся всего и всех. У них появляются самые невероятные фобии и страхи. Конечно же, ничего хорошего в этом нет.

4. Свободное воспитание

Цель свободного воспитания — приучить ребенка к независимости как можно раньше. Кроме этого, считается, что снятие всех запретов приучит детей к тому, что за свои действия нужно нести ответственность, а за последствия необдуманных поступков отвечает тоже ребенок, даже ценой своего здоровья.

Да, давать детям пространство для исследования окружающего мира обязательно нужно. Но при этом взрослый психологически и юридически должен отвечать за безопасность детей. Он должен направлять их, объяснять правила безопасности и границы дозволенного.


В одном журнале была описана такая ситуация: мама с 5-летним малышом ехала в автобусе. Малыш толкал и пинал ногой всех, кто ему попадался. При этом мама не хотела делать ему замечания, гордо заявляя «У нас свободное воспитание.». Тогда один из пассажиров вытащил изо рта жвачку и приклеил ее ребенку на лоб. А на возмущенные крики мамаши спокойно ответил : «У меня тоже свободное воспитание.» Свобода не должна осуществляться за счет других людей и собственной безопасности.

Выбирая нетрадиционный метод воспитания или лечения, родители должны помнить, что главное дать ребенку чувство защищенности, справедливости и любви окружающих.

Похожие записи:

Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.

Глен Доман – воспитываем с пеленок

Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)

Вальдорфская школа – подражаем взрослому

Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.

Мария Монтессори – всестороннее воспитание

Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту

Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.


Сесиль Лупан – учимся понимать малыша

Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!

Жан Ледлофф – естественное воспитание

Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.

Никитины – здоровые и умные дети

В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.

Шалва Амонашвили – гуманная педагогика

Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.

Доктор Сузуки – воспитание музыкой

Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)

Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Методики раннего развития ребенка
  • Какие вы родители: 9 ошибок воспитания

Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:

Нестандартные мамы, или Спокойствие, только спокойствие!

Знаешь ли ты, что в некоторых семьях детей не воспитывают? То есть не воспитывают в привычном понимании этого слова. Дети в этих семьях не знают, что такое замечание или окрик, никаких «потише», «не трогай» и «не болтай», никакого давления со стороны родителей. Правда, зачастую дети при этом могут быть плохо знакомы с гигиеной, лет до пяти дружить с соской и с трудом понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

Что представляет собой наше — привычное — воспитание, более-менее представляют все, даже те, кто пока еще не вступил в эпоху «родительства». Вспоминая свое детство, мы помним не только праздничные подарки и радостные прогулки, но и те моменты, когда мы обещали себе: «Когда я вырасту, то никогда не стану поступать так, как поступают мои родители». А потом мы выросли. И забыли, как обидно, когда тебя несправедливо наказывают, как горько, когда на тебя раздраженно кричит самый близкий человек — мама… Мы вырастаем и забываем, и во многом, очень во многом начинаем повторять ошибки наших родителей…

Некоторые семьи протоптали свою дорожку в попытке вырастить спокойных и уравновешенных детей со здоровой нервной системой. В некоторых странах таких семей становится все больше и больше. Думаю, кое-что из того, что многие из нас привыкли автоматически относить к негативным проявлениям экзотических семей, можно пересмотреть. И увидеть смысл в том, что раньше казалось нам ненужным. Можно попытаться посмотреть свежим взглядом, в котором достоинства и недостатки нестандартного воспитания могут легко становиться друг другом. Недостатки легким движением души превращающиеся в достоинства:

1) В практике нетрадиционного воспитания гигиена стоит где-то на предпоследнем по значимости месте. Детишки, валяющиеся по грязному полу и перепачканные мордашки — явление обыденное. Не говоря уже о привычке пробовать на вкус все подряд, не задумываясь хотя бы о чистоте употребляемого продукта, и способности исследовать всевозможные горизонтальные и вертикальные поверхности, не всегда безопасные.

Но выросшие в пространственной свободе детишки вырабатывают — что естественно — гораздо больший иммунитет ко всяческим микробам, знать не знают что такое «выплюнь эту гадость» и «отряхни курточку» (соответственно, сберегают свои и мамочкины нервы) и осваивают мир во всю полноту своей детской фантазии.

— Вспоминается такая история, произошедшая в одном из московских двориков. Молодая мама, сидя на лавочке с такими же мамами и наблюдая, как играют их дети, жаловалась подругам: «Мой Владик совершенно не спортивный ребенок, не может подтянуться, не лазает по деревьям, такой домашний, прямо не знаю, что с ним делать». В этот момент Владик начал залезать на высокий турник. «Владик! Куда ты полез?! Немедленно слезай обратно, расшибешься!» — истерически крикнула мама и вскочила его снимать…

2) Дети в нетрадиционных семьях более «разболтаны» и плохо подчиняются привычным родительским манипуляциям. Выросшие без замечаний, они зачастую не знают, что такое «нельзя» или «неприлично». У таких детей не сформирован механизм управления — нет тех привычных «болевых точек», на которые можно было бы надавить, призывая к тому или иному поведению.

Но воспитанные без окрика дети — обладатели крепкой нервной системы. Им чужды повсеместно распространенные неврозы — побочные результаты обычного семейного воспитания. Им не знакомы типичные родительские «рычаги» — создание чувства вины, беспомощности и недолюбленности. Посмотри, что чаще всего говорят родители якобы в воспитательных целях? «Ты сделал это назло!», «все, я тебя больше не люблю», «я же тебе говорила…», «мама лучше знает» — этот список можно продлить до бесконечности. Дети, не знавшие окрика, гораздо чаще строят гармоничные семьи, потому что у них нет негативного семейного опыта…

— Кроме того, привычные вскрики: «осторожно, упадешь!» или брошенное в сердцах «ты меня ненавидишь!» — настоящие негативные внушения. Ребенок в глубине души твердо знает, что родителей надо слушаться (и что они всегда правы) и подсознательно начинает исполнять их требования. Он действительно падает. И даже начинает ненавидеть… А потом родители жалуются на нехороших и неблагодарных детей, забывая, что день за днем делали их такими…

3) В нестандартных семьях ребенок, увлекшийся движением хиппи, хэви-металлом или даосскими практиками — не «паршивая овца», которую непременно нужно вернуть в «стадо» (как правило, родительскими истериками или нотациями в духе «вырастешь — поймешь») — а нормальное самоопределение взрослой личности. И если ребенок носит кольцо в носу и еще четыре в ухе — таков его личный стиль…

Но эти дети с раннего детства знают, что курить можно было попробовать прямо при родителях, проколоть ухо — не проблема, им неинтересно увлекаться тем, что для обычного ребенка — запретно. Ведь подростковый переходный возраст — своего рода протест против родительских запретов. Если же запретов нет — то и протестовать незачем…

— Конечно, совсем без запретов растить ребенка невозможно, да и попросту опасно. Но если воспитание проходит в конструктивном ключе, то ребенок воспитывается не на том, что «безвкусно, грязно и неприлично», а на положительных образцах. Если ребенок с раннего детства знаком с классической музыкой, хорошей литературой и порядочными людьми — он и так знает всему цену. Он и так понимает разницу между искусством и однодневной модой — ведь дети гораздо мудрее взрослых…

И еще кое-что. В нестандартных семьях нет привычных наказаний, ребенка могут лишить чего-то дополнительного, но никак не необходимого. Его не лишают прогулок на свежем воздухе, не лишают денег, не лишают общения. А самое главное — не лишают родительской любви, внимания и заботы. Никакого «воспитательного» молчания, никакого раздраженного или обиженного выражения лица, никаких ритуальных «ты должен попросить прощения».

Ребенок должен знать: что бы ни случилось, что бы он ни сделал, родители любят его в любом случае. И не только на словах, но и каждым взглядом, каждым жестом, каждым вдохом…

Ведь не зря же говорят, что любовь — это лучший воспитатель…

Елена Шахновская

18.03.2004

[email protected]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика