Роль куклы в развитии детей дошкольного возраста


Детские игрушки бывают самыми разнообразными, однако центральное место в жизни любого малыша всегда занимает кукла. И, как говорят психологи, не зря. Ведь с ее помощью карапуз овладевает основными навыкам самообслуживания, воспроизводит поступки окружающих людей, развивает речь и моторику. А чему еще может научить вашего ребенка эта обычная игрушка?

Многие родители почему-то уверены, что игра с пупсами – это исключительно девчачье развлечение. Спешим успокоить шокированных пап, чьи двухлетние сыновья с удовольствием катают детские коляски. Здесь нет ничего настораживающего и, тем более, предосудительного. Каждый малыш нуждается в усвоении норм и правил человеческих отношений, так что не лишайте мальчишек игр с пупсиками. А об их пользе мы расскажем далее.

Оглавление [Показать]

Чему может научить кукла?

  1. В раннем возрасте она заменяет сверстников и готовит вашего отпрыска к будущим контактам с ними. В детском саду он постепенно переходит от единоличного взаимодействия с пупсом к полноценным сюжетно-ролевым играм с одногруппниками.
  2. Одевание и раздевание игрушки представляется особенно интересным для детей. Они запоминают, в какой очередности нужно надевать трусики, колготки, носки, верхнюю одежду. Также они учатся застегивать пуговицы, прижимать заклепки, взаимодействовать с застежкой «молнией». Все эти умения они затем применяют в реальной жизни.
  3. Она помогает вашему карапузу пополнить словарный запас новыми словами. Тот запоминает названия различных частей тела (руки, ноги, животик) и лица (глаза, нос, рот и уши). С помощью куколки демонстрируются самые разные действия: купаться, бегать, прыгать, лежать, чтобы ребятишки поняли значение глаголов.
  4. Полуторагодовалое чадо, играя с резиновой красавицей, учится правильно держать и использовать такие предметы, как бутылочки, ложки, тарелки, кружки и вилки. Он также обучается первым гигиеническим навыкам: расчесыванию волос, мытью ручек, пользованию зубной щеткой, взаимодействию с горшком.
  5. Девочка, пеленая своего пупса и напевая ему колыбельные, примеряет главную женскую роль – мамы. Только с куклой можно поиграть в психологически важное занятие «Дочки-матери», которое формирует опыт семейных взаимоотношений, развивает ответственность, заботу и доброту.
  6. Через манипуляции с пупсиком некоторые родители подготавливают свою дочку или сына к появлению в их жизни младшего брата или сестренки. Ведь куколку можно кормить, переодевать и укачивать, тем более что сегодня для этого есть и специальные подгузники, и крошечная одежда, и множество других вещей.
  7. Дополнительные кукольные аксессуары позволяют детям лучше ориентироваться во взрослом мире. Игрушечные кухни помогают девочкам стать еще более похожими на свои мам, а «кипящий» чайник и кастрюля «с супом» безопасны, в отличие от настоящих.
  8. Любимой Катьке или Машке малышка может рассказать о своем настроении, поделиться с ней неудачами и радостями, проиграть тревожащие ситуации, окончив их на положительной ноте. Это помогает детям уйти от беспокойства и негативных эмоций.

Выбираем куклу – необходимые параметры

Возле полок с детскими товарами не только у ребятишек, но и у родителей порой разбегаются глаза. Приобретая пластиковую красавицу, нужно помнить, что неправильный выбор может навредить вашему чаду.


Основные требования к кукле (для малыша до 5 лет):

  • детская (без намеков на сексуальность) внешность, правильные пропорции тела;
  • материалы, из которых сделана игрушка, обязательно должны быть натуральными, безопасными для крохи;
  • отсутствие острых углов, мелких отсоединяющихся деталей;
  • прочные волосы, которые не выпадут после действий маленьких парикмахеров;
  • мимика не должна быть чересчур яркой, чтобы малыш сам смог додумать различные чувства;
  • легкость смены гардероба.

Выбрать куклу, посмотреть цены, ознакомиться с отзывами можете в интернет магазине акушерство.ру —

или в магазине babadu.ru — 

Совершенно невозможно представить счастливое детство без кукол – они придуманы для того чтобы помочь малышам взрослеть. Помните, что ребенку абсолютно не важно, дешевая у него игрушка или дорогая. Самое главное, чтобы она была интересной, приятной на вид и безопасной. Правильно выбранная кукла непременно станет лучшей подружкой для девочки, ее постоянным партнером по играм.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Самые популярные куклы для девочек в 2015 году

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

Алла Юрьевна Бербенева
Консультация для родителей «Роль куклы в воспитании дошкольников»


Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о наших детях. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема социально — нравственного воспитания дошкольников. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, он не имеет проблем в общении с окружающими и гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно еще и потому, что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки.


Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгонит от него злую силу. У славян было большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»). «Стригушку» порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат. Главной задачей такой куклы является оградить душу ее владельца от темных помыслов или злых сил. Это еще и символ связи между поколениями. В игрушечной форме зашифрован мощный оберег семьи, рода


Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Ходило предание, что на Руси жили два брата – погодка. Они были бессребрениками, лечили людей и не брали денег и еды. Но однажды один брат взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел похоронить их после смерти в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому захоронили их вместе. За добрые поступки братьев возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.

Были и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.

Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто. Основой кукол – пятиминуток могли служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканой материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском — это сильный оберег, повязывался платок – и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы – «свертки».

Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышок. Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок – голышок, изображающий мальчика, — достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали — грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.


Итак, кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.

Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может «уединиться вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте — символа детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из нашей жизни и потом, становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды. Постоянство ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей блеск и красоту, является одной из самых привлекательных характеристик детской души.

Анализируя выбор куклы ребенком и различные действия с ней, можно с уверенностью сказать, что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, а значит, и способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Кукла — это отражение образа человека, и у каждого ребенка она вызывает представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Куклы имеют разные функциональные значения: кукла-малыш, кукла-подруга, кукла, имитирующая какую-либо профессию; кукла – воин, родитель, герой произведения, супермен и др. Далеко не каждая из этих кукол является средством игры нравственного содержания и способна направить игровую деятельность ребенка на развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла – монстр будит в ребенке агрессивность, кукла-воин – желание убивать, супермен может рождать вседозволенность и т. д. То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами — это, как правило, погоня, битва, пожирание. Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

Столь популярная сейчас кукла Барби для ребенка вообще вредна и для игры в «дочки-матери» не подходит. Существует мнение, что Барби –это кукла социального успеха, взрослая, шикарная, обеспеченная, ничем не занимающаяся и не увлекающаяся молодая женщина, так сказать «идеал» для современных девочек. Она мало интересна сама по себе и существует только в окружении собственных вещей. Ее неудобно заворачивать в одеяло. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак», ее даже не накажешь. Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится.

Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых. Вершиной которых таких на сегодняшний день является «беременная» Барби. Она «наглядно моделирует» процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть его назад.

У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени возникнет интерес к собственному телу. Так же, слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре.

И только кукла-младенец вызывает у ребенка естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, помогает отразить реальную жизненную ситуацию. Оживляя куклу, ребенок, наделяет ее с собственным лицом, характером в зависимости от собственного поведения и опыта. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают самого дошкольника.


Кукла, являясь своеобразным заместителем человека, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя, передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства родителей и воспитателя.

В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о младших, заботы о детях .

Л. В. Артёмова отмечала, что кукла является целью игры, так как дети выполняющие роль строителей, охотно строят для кукол удобный дом, водитель заботится о том, чтобы вовремя доставить пассажиров, врач бережно лечит больных и так далее .

Игра с живым партнёром – другим ребёнком требует, как правило, соблюдения правил и согласия относительно их выполнения, игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы. Кроме этого игры с куклами позволяют ребёнку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Необходимое взаимодействие с партнёром требует от ребёнка актуализации следующих способностей: умения договориться, межролевой согласованности и так далее. Ситуация значительно упрощается, если партнёром по игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребёнок научился видеть в кукле живого, требующего неустанного внимания и заботы человека .

Игры с куклами должны приучать детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать им помощь.

В современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, выработка навыков саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель, для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, нарушенного поведения. Кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Для взрослого – это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

В заключение хочу сказать, что кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре. Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка, через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества, а также она является посредником между взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребёнок — существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными, а у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

Список литературы

1. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы. – М.: Просвещение. — 1967.

2. Артёмова Л. В. Формирование общественной направленности ребёнка. – дошкольника в игре. – Киев: Вища шк. — 1988.

3. Морозова Е. Ю. Воспитание доброты у старших дошкольников в играх с куклами. Дисс… канд. пед. наук. – М. — 2009.

4. Морозова Е. Ю. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании: Методическое пособие. – М.: Школьная пресса. — 2011.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: «А Темп». – 2004.

6. Флерина Е. А. Кукла и её роль в воспитании ребёнка//Советская игрушка. – 1936.

7. Интернет ресурсы:

Психологическая роль куклы в развитии ребёнка

Татьяна Петровна Дерий (род. 1973) Маша, кушай кашу! 2007

Куклы существуют столько, сколько само человечество. В разное время они выполняли разные функции: религиозные, художественные, игровые и т.д. При этом, как предмет игровой деятельности, они стали использоваться ещё в доисторические времена, но лишь после того, как перестали быть изображениями различных божеств.

Кукла – обобщённое подобие человека, выполненное из различных материалов. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с ней, возится как с младенцем, или замещать ею товарища для игр.

Поль Жакле Куклы 1930

Так ли просты эти игрушки, только ли они для развлечения и для игры? Несомненно, нет. Они, куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности. Их влияние сложно заменить какими-нибудь кубиками или машинками, даже мягкими зверюшками. Поэтому у ребёнка в детстве в играх обязательно должна присутствовать кукла. Очень ошибаются те, кто лишает этой возможности мальчика, подсовывая ему машинки и конструкторы, ведь куклы никак не влияют на половую ориентацию, и позже малыш сам возьмётся за стандартные для него виды игрушек. К тому же под куклой не обязательно должна пониматься Барби, или схожая с ней кукла, ведь существует много разновидностей кукол. За неё может выступать даже большой по размерам солдат или робот. Очень хороши тряпичные куклы, особенно с минимальными проявлениями эмоций на лице.

Константин-Эммануэль Дюверже Игра с марионетками

Так как же именно проявляется психологическое влияние куклы на развитие ребёнка?

Как куклы стали куклами.

В каждой детской, у любого ребёнка всегда, в любые времена, присутствовала такая игрушка, как кукла. Как и когда же она появилась рядом с нами?

Ку́кла — это предмет в виде человека, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.(16). Эта игрушка появилась еще в доисторические времена, наверно вместе с появлением самого человечества, но вот исполнять роль детской забавы стала не сразу. Первый этап отношений человека и куклы — этап идолов.

Alexander Sharpe Ross (American, 1908-1990) Bandaging the Doll

Английское слово doll (кукла), по наиболее распространённой версии, происходит от греческого eidolon — идол.(2). Первоначальная функция фигурок, похожих на человека, — это ритуальная. Они изображали богов, им поклонялись, приносили в жертву, отводили на них порчу в магических ритуалах, хоронили вместе с умершими. Их часто находят в археологических экспедициях, и возраст их — до нескольких десятков тысячелетий. А вот одна из самых древних игровых кукол – найденная в гробнице маленького египетского фараона фигурка возрастом 4000 лет. Она была без ног и лица, так как по бытовавшим в то время поверьям, могла убежать, или причинить вред хозяину. (2). Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античная Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны (15).

Инг Занг Марионетки

Вопрос, когда именно куклы стали просто игрушками, остаётся спорным. Известно только то, что в цивилизованном мире в них играют последние три тысячи лет. (2). Каким же образом культовые предметы стали игрушками, дарящими радость детям? Возможно, свою роль сыграли своеобразные спектакли для подрастающего поколения, устраиваемые старейшинами рода. (1, с 5). Тем не менее, приобретя новую функцию детской игрушки, куклы продолжали исполнять важную роль в религиозных ритуалах разных народов. (1, с 5). Так, например, в Японии до сих пор существуют религиозные куклы Хина, в которые разрешается играть только раз в году по определённым праздникам. (14). Даже в современной Европе кукол-идолов можно найти почти всюду – это различные небольшие статуэтки христианских святых (например, статуэтка Святой Марии). Будучи куклами по всем параметрам, они уж никоим образом не предназначены для свободного обхождения. Но попади они в руки к тому, кто незнаком с символами христианства, — и через десять дней на голове у нее будет красоваться соломенная шляпка, в молитвенно сложенных руках возникнет одуванчик, а скорбные губы будут подведены маминой помадой — кукла как кукла (2, с 22-23).

В средние века в Европе католическая церковь пыталась запретить куклы, видя в них отголоски языческих времён и дьявольщину. Но сделать полностью это им не удалось. Поэтому церковь совершила попытку заменить их на христианские, но и это не увенчалось успехом. Единственное что теперь напоминает об этом — традиция изготовления вертепов — небольших многоярусных кукольных театров, в которых в канун Рождества разыгрываются сцены, связанные с рождением Иисуса Христа (1, с 6).

Далее с эпохи возрождения и до наших дней, функция куклы, как детской забавы не претерпевала больших изменений. Менялся лишь облик куклы, материал из которого она была изготовлена, форма её тела, аксессуары и цена. Так в эпоху возрождения, в связи с развитием механики, кукол стали изготавливать на основе часового механизма. Они стали двигаться, исполнять простые и не очень действия. Некоторые механические куклы не перестают удивлять и по сей день. Позднее стали изготавливать фарфоровые куклы, но они были очень хрупки и дороги, поэтому ими могли себе позволить играть только дети богачей. У особых эксклюзивных кукол были даже свои специальные одёжки, аксессуары, изготавливаемые мастерами, например туалетные столики, шляпки, платья, туфли и даже миниатюрные животные. В то же время в народе играли и изготавливали различные тряпичные, деревянные и глиняные игрушки. Уже в 20 веке с открытием пластмассы, фабричные красивые и аккуратные куклы стали доступны большинству населения земли. Они появились у каждого ребёнка. Однако такие традиционные куклы, как тряпичные и деревянные, не утрачивают своей актуальности и по настоящее время. (1, с 6-13)

Развивающее значение куклы

Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. (7). И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?

Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.

Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. (7). Кукла – образ человека в игре ребёнка. (3). Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. (6). Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. (7). При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать. (6).

Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. (6). Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. (3). Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. (12). Вроде кукла смелая, но только ли она?

Меленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. (3).

Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье (13), отображают и закрепляют обобщённые представления о них. (7).

В игре с куклой зарождается ролевая игра. (13). Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.

Franz von Defregger (German, 1835-1921) Puppen Reparatur (Ремонт куклы). 1912

Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. (9). Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.

То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. (7). Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом. (11).

Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. (11). Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.

Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет! Поэтому кукла должна быть у каждого ребёнка.

Влияние материала и форм куклы на психическое развитие ребёнка.

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка.

Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. (11). Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала. Или вот, такой ещё случай, подтверждающий влияние пропорций куклы на ребёнка. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время, после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму. (10). Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека. (11).

Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. (7). Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение. (7).

Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы, несут в себе определённые заложенные человеческие качества, а соответственно способ игры и роль куклы. Так куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль, как спасителей, героев, добрых фей, а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. (7, с 128). Это харАктерные куклы. У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определённые человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несёт в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Ребёнок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. (7, с 128).

И поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то кукла будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.
Мальчики и игра в куклы.

Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек. А между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы, так же как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках. Пап это обычно удивляет и сильно шокирует. (12).

Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими. (12).

Но по решению взрослых, у мальчика отбирается простая кукла и заменяется на различные технические игрушки, или какого-нибудь монстрика, в лучшем случае солдата. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не научается правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта. (11).

Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

William Hemsley (English, 1819-1893) The Young Barber (Юный парикмахер)

Психологические влияние куклы в различных возрастах.

Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла, каждая со своим набором характеристик. Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Если неправильно подобрать куклу, то она может даже негативно повлиять на психику ребёнка, или же просто он не будет понимать, что с ней делать, и сломает.

Итак, с куклой можно знакомить ребёнка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой — это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ.(11) Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений — разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка. куколки делаются «без лица» — малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки. Причём кукла должна появиться не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребёнок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. (8) Желательно что бы такая кукла была тряпичной, мягкой, приятной на ощупь и без пластиковых деталей.

Начиная со второго года общение с куклой — это буквальное подражание. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним — кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.(11)

Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками — ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это — свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. (11). Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека — залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.(8)

К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы.(11) В этот период куклы должны наиболее соответствовать образу человека, так как дети ещё не способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося её черты на себя.(7)

Norman Rockwell (American, 1894-1978) Doctor and Doll. 1929

Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру. (11)

По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека — девушки или юноши.

К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.(11)

В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам — ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам. (7, с 129)

Таблица 1. «Какой должна быть кукла в разных возрастах».

Возраст ребёнка

Внешний облик куклы

Влияние куклы на ребёнка

Первый год жизни

Отдалённое напоминание человека, обозначенная голова, конечности. Мягкие, приятные материалы, цвета. Безликая кукла.

Формирование образа человека, развитие фантазии, тактильной чувствительности ребёнка.

Второй год жизни

Появление одежды, конкретное обозначение человеческой фигуры, малонамеченные черты лица, безэмоциональные.

Подражание ребёнка взрослым, проигрывание бытовых ситуаций (купание, кормление) и их усвоение. Начало отождествления ребёнка себя с куклой.

Третий год жизни

Минимализм в чертах лица, возможно появление снимающейся одежды.

Начало развития ролевой игры. Развитие фантазии, социального интеллекта ребёнка. Проецирование переживаний на куклу.

Дошкольное детство

Проработанные черты лица, но без яркого проявления эмоций. Возможны различные материалы, в том числе пластик. Появление кукольных аксессуаров. У девочек появление куклы-младенца, лучше без конкретного обозначения пола.

Развитие ролевой игры. Ребёнок в играх проигрывает различные сюжеты, выстраивает целые сюжетные линии. Формирование образа человека, образа поведения в различных ситуациях.

Младший школьный возраст

Ограничений на облик куклы в этом возрасте не имеется.

Ребёнок продолжает играть с куклами, но уже перестаёт наделять её человеческими качествами, начинает менее эмоционально к ней относиться, а вскоре и перестаёт в неё играть.

Социализирующее воздействие куклы.

Социализация воздействует на ребёнка с самого момента рождения. Она проявляется почти во всём: отношении, воспитании, обучении, игре. Очень активно социализация проявляется в игре, особенно с куклами.

Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. (12). Поэтому ей можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он усваивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живёт; выстраивается образ человека, его поведения, познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.

В младшем школьном возрасте, дети в основном повторяют действия за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку. В старшем возрасте у детей появляется ролевая игра, их игры с куклами приобретают более широкий социальный контекст: они играют в докторов, парикмахерскую, дочки-матери. (11). В этих играх ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. (11). Некоторые исследователи считают, что игра девочек в дочки-матери – это проявление материнского инстинкта. Однако, Эльконин приводит доказательства неправильности этих суждений и говорит о том, что данной игрой воспроизводятся общественные отношения, принятие в данном обществе, а так же общественное разделение труда по уходу за детьми. (13). К тому же, через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. (11). Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье. (4).

Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек.

Отношение взрослых и детей к куклам.

Взрослые и дети по-разному оценивают куклу. Психическое развитие малыша, а так же влияние на его психику различных игрушек, в том числе и кукол, зачастую определяет взрослый. Но они не всегда осознают, насколько правильным или неправильным может оказаться то или иной воздействие какой-нибудь игрушки.

Так взрослый, например в кукле, видит зачастую красивый товар, красивую, эстетичную статуэтку, осознавая её эстетические качества. Даря такую куклу, выбранную по-своему усмотрению, они потом сильно огорчаются, когда ребёнок начинает играть с ней не так, как требуется, ломать её. (9). Обычно в таких случаях не учитываются интересы ребёнка, а ведь ему требуется удовлетворить свою любознательность, к тому же он не смотрит на куклу, как на эстетический объект, он ещё не может осознавать самоценность вещей, он ищет пути взаимодействия с предметом. Если взрослый может получить информацию о предмете, просто взглянув на него, то ребёнок вырабатывает её в процессе игры. (5).

Из-за такой разности во взглядах, детская бывает порой заполнена всевозможными игрушками, куклами, в которые ребёнок или не играет сам, потому что ему не интересно, или ему попросту запрещают в них играть так, как хотелось бы ему. Это несёт негативное воздействие на ребёнка.

В истории были периоды, когда детская игра считалась бесполезным занятием, а игра в куклы вообще дьявольщиной. Так было, к примеру, в обществе первых американских переселенцев-пуритан. Детей они считали исчадиями ада, играть им категорически запрещалось. Лишь спустя некоторое время, когда нравы смягчились, детям разрешили играть, но только на религиозные темы. А в таких случаях любое проявление фантазии и отступление от религиозного контекста жёстко каралось. (2). О какой правильности развития здесь могла идти речь?

Таким образом, правильность психического развития зависит не только от куклы, но и отношения взрослого к воспитанию ребёнка вообще, его благоразумия, понимания того, что некоторых вещей ребёнок просто ещё не понимает.

Guy Seradour (French, 1922-2007) Girl with a Doll

Негативное влияние неправильно подобранной куклы.

Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка.

Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое — это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами — это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби — это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, — при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия.(7) Игра заменяется манипулированием.

Надо понимать, что облегчая задачу ребёнка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребёнка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребёнок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.(8)

Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины. У девочек — это нежный женственный Кен и другие «принцы в голубом», у мальчиков же — брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге.

Вот таким образом проявляются негативные влияния куклы на психику ребёнка, но проявляются они только тогда, когда кукла подобрана неправильно.

Антон Ломаев Иллюстрация к сказке Щелкунчик

Заключение.

Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психику ребёнка.

Находясь все время рядом, она является лучшим другом ребёнка, постоянным партнёром для игр, и в то же время его наставником, молчаливым учителем. Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.

Однако, если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Поэтому надо знать в каком возрасте и как именно она влияет на ребёнка. И только тогда, учитывая все особенности, можно добиться наиболее гармоничного развития личности ребёнка. 

Алексей Алексеевич Харламов (1840-1925) Маленькая швея

Библиографический список.

  1. Артамонова Е.В. Куклы. — ЭКСМО-Пресс, 2000. – 216с

  2. Горалик Линор Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. — М.: НЛО, 2005, с. 21-29.

  3. Ковтун О.А., Щербакова Е.И. Игрушка как средство развития ребенка.

  4. Ломтева Т. О чем может рассказать игра в «дочки-матери»? http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301184.shtml

  5. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. – Таллинн, 1992, с. 377-380

  6. Миллер С. Психология игры. — СПб.: Университетская книга, 1999 — 320 с.

  7. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка. — Вопросы психологии, 1988, №2, с 123-128.

  8. Николаева Ольга «Идеальная кукла — самодельная!» http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0108.shtml

  9. Савенков А.И. «Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка»

  10. Смирнова Е.О. и Лаврентьева Т.В. «Какой должна быть полезная детская игрушка?» http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0018.shtml

  11. Смирнова, Абдулаева «Куклы нашего времени»

  12. Шеина Е.Г. «Если сын играет в куклы» http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301141.shtml

  13. Эльконин Д.Б. «Психология игры». 233с. Текст книги взят с сайта http://www.koob.ru/

  14. «Игры в куклы (Япония)». Япония сегодня № 8, 2005, с. 24-27.

  15. «История возникновения игрушки» http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ictoria_vozniknovenia_igru6ki.htm

  16. «Кукла» http://ru.wikipedia.org/wiki/Кукла/

Источник: , Тетерева А.О.

1.Какую роль в воспитании детей играют куклы?

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей.

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.

Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле.

Хорошая кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность собственным идеям – т.е. быть открытой для игры. В противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. И ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. А как поработаешь, если кукла все делает сама. Нет смысла фантазировать и думать. Механизм работает – малыш скучает. И просит покупать одну игрушку за другой – не потому что не во что, а цель игры не достигнута.

Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка.

2. На что надо обращать внимание при покупке?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор игрушек, покупая которые, мы редко задумываемся – сколько пользы они могут принести, а сколько вреда.

Для маленького ребенка:

— детская внешность;

— экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь;

— игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;

— волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;

— телесные признаки пола отсутствуют;

— куклу можно переодевать без расчленения тела;

По мере взросления ребенка, старше становится и кукла:

— у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону;

— девочки имеют право играть в солдатики, а мальчики – интересоваться куклами – модницами: так дети познают различие полов и социальных ролей;

— для ребенка не важна цена куклы, кому –то ближе дешёвый голыш, чем шикарная, но нелюбимая кукла – поэтому всегда интересуйтесь у ребенка – что именно ему хотелось бы.

Надо помнить, что маленьких детей пугают большие игрушки – одного с ними роста, а тем более, выше

Родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

3. Плюсы и минусы куклы Барби.

Барби – феномен нашего времени. Она прочно вошла в нашу жизнь и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну куклу. Поэтому исключить её вряд ли возможно, да и надо ли? Но следует помнить, что Барби подходит девочкам школьного возраста и игра с ней не должна превращаться в коллекционирование.

К этой кукле у психологов неоднозначное отношение. Кто – то считает, что эта кукла подменяет настоящую игру, наполненную фантазией, примитивным внешним позёрством. А ведь игра – это работа фантазии. А тут все готово – дом, хозяйство, бассейн, телефон, предметы одежды, даже друг. Ничего не нужно самостоятельно создавать. Т.е. кукла сама диктует ребенку – что с ней надо делать. Ни о какой свободе и творчестве в такой «игре» не может быть и речи. Как сказал Жванецкий : «В ней всё, чтобы потреблять…И ничего, чтобы думать.»

Также, недоброжелатели Барби считают, что она порождает:

— культ красоты и материальных ценностей;

— стремление к потребительству;

— низкую самооценку -обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.

— отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь.

Сторонники Барби считают, что она – образец женской красоты, в отличии от других кукол – у нее наличие груди, т.е. половые признаки взрослой девушки. Она – не «дочка», не «мама», а красавица принцесса. И это позволяет осуществить девочке мечту – стать принцессой. Ведь в сказках принцы женятся не на «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми девочка, естественно, отождествляет себя в своих фантазиях.

Преимущества этой куклы и в том, что она долговечна, её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.

Здесь единого мнения нет и у каждого есть свой выбор – как к ней относиться.

4. Какие моменты в поведении ребёнка можно скорректировать при помощи кукол?

Единственно, что я могу сказать — существует куклотерапия. (Она входит в состав Арт-терапии). С помощью неё психологи работают с детскими страхами.

5. Есть мнение, что игры с куклами – младенцами вредны. Обоснованы ли такие опасения?

Я считаю, что не обоснованы. Пупсы – голыши – самые популярные и традиционные куклы. Пеленая и баюкая пупса, девочка «тренируется» быть мамой. Эти с виду простые куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать.

6. Некоторые родители беспокоятся, когда мальчики играют с куклами. Что делать?

Многие уверены, что кукла – это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении и освоении человеческих отношений. Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни. В игре «дочки – матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу.

Мальчики играют в куклы по – своему. Они строят дома для кукол, катают их в машинках.

К сожалению, сегодняшние куклы для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди – человек – паук, Бэтмен, трансформеры и т.д.

Ребенок – мальчик или девочка, прежде всего, человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Так что, не лишайте мальчиков игр с куклами – для них это абсолютно необходимо.

7. Девочка играет с мальчишескими игрушками. Что делать?

В процессе развития у детей бывают разные периоды, когда и девочки и мальчики временно меняются ролями. Им становится интересно – во что играют другие дети. Например, машинки могут быть интересны не только мальчикам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. И если у девочки есть интерес к этому, стоит ли препятствовать?

8. Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?

Существуют причины и поводы для этого феномена:

— если игрушка не соответствует возрасту (например, слишком хрупкая);

— детское любопытство – желание понять, как устроена игрушка;

— двигательная неловкость. Малыш, вовремя не научившийся манипулировать с игрушками, получив к ним доступ – будет их ломать регулярно. Если ребенка приучали к игрушкам с рождения, но он так и не наловчился управляться с ними – обратитесь к невропатологу – не исключена задержка двигательных навыков, которая в дальнейшем создаст трудности;

— внутренняя агрессия – когда ребенок расстроен, возбужден. Он снимает стресс, ломая игрушки;

— досада – если у ребенка не складываются отношения со сложной игрушкой;

— игрушка просто не нравится. Стремление нанести вред ненавистному персонажу понять не трудно;

— игрушка низкого качества – некоторые изделия рассыпаются прямо в руках;

— ребенок болен – любое недомогание делает его раздражительным, неловким, нетерпеливым.

Не торопитесь наказывать детей за поломки – сначала выясните причину.

9. Полезны ли кукольные домики?

Скорее, полезны, чем вредны. Все зависит от финансовых возможностей родителей и их мастерства.

Добавлено: 02.05.2012

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика