- Реакции ребенка на звук
- Как проверить слух
- Резкая реакция на звуки – это нормально
- Проблемы со слухом
- Когда начинает развиваться слух?
- Как реагирует на звук новорожденный?
- Как проверить слух новорожденного?
- Когда необходимо обратиться к врачу?
- Развитие слуха во внутриутробном периоде
- Если что-то идет не так…
- Проверить как слышит ребенок — и успокоиться
- Когда новорожденный начинает слышать
- Хорошо ли слышит новорожденный
- Как проверить слышит ли ребёнок?
- Уход за ушами
- Слух ребенка (видео)
- Проверка слуха у новорожденного (видео)
- Слышит ли Вас младенец? (видео)
Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче. Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.
Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать — это происходит еще на 16 — 17 неделе беременности.
Доказано: ребенок не родился, но уже слышит
Находясь в утробе, ребенок уже имеет способность слышать и реагировать на звук. При внутриутробном развитии есть реакция на музыку и на голоса, что было неоднократно доказано экспериментально: мама на последнем сроке беременности читала несколько детских стихов. Когда проходило определенное время после рождения ребенка, возле него зачитывали знакомый стих и следовала реакция «узнавания»: ребенок начинал активно двигать ножками и ручками.
Оглавление [Показать]
Реакции ребенка на звук
Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй — третий день, но это совершенно не так!
С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.
Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.
Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:
- интонацию;
- темп речи;
- тембр голоса;
- погремушки;
- разные звуки.
Это выражается в:
- в двигательной активности ножек и ручек;
- поворотах головы;
- поиске источника голоса глазами;
- замирании;
- вздрагивании;
- плаче;
- прислушивании.
Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.
ФАКТ. Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит 🙂
К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук — погремушку или голоса.
Как проверить слух
Если вас беспокоит то, что ребенок не слышит, вы можете проверить его слух. Через 3 — 5 дней после рождения незаметно похлопайте (естественно без фанатизма 🙂 ) рядом с ухом ребенка — ребенок должен моргнуть или проявить любую другую реакцию. Погремите погремушкой справа или слева от головы ребенка — он повернет в сторону звука голову. Если ребенок никак не реагирует на звуки, то необходимо обратиться к врачу.
Резкая реакция на звуки – это нормально
Многие детки в первые недели жизни при громких, резких звуках вздрагивают, плачут, у них могут появиться судорожные движения. Так же отреагировать младенец может и от вполне спокойного голоса, прозвучавшего совсем рядом, неожиданно. Но такая реакция не говорит о его «неадекватности». Наоборот, это указывает на совершенно нормально развитый слух.
Такие же реакции могут проявляться на любые незнакомые обстоятельства не только на первых неделях жизни, но и почти до наступления школьного возраста. Это свидетельствует на то, что у нормально развивающихся младенцев очень высокий уровень чувствительности к внешней среде. Поэтому разговаривать с новорожденным ребенком нужно спокойно и ровно.
Важно: почему ребенок боится громких звуков (что делать)
Лучше всего младенцы различают высокую тональность, прислушиваясь к детской звонкой песенке или погремушке. Младенцы с удовольствием слушают разговорную спокойную речь, иногда замирая или стараясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха в период бодрствования включайте детские песенки, читайте стишки и просто больше разговаривайте с младенцем.
К началу второго месяца жизни у ребенка исчезнут судорожные движения, реакция на голос будет выражаться более упорядоченными и равномерными движениями. Появляется четкая реакция на темп речи. Понаблюдайте:
- как только темп речи мамы убыстряется — движения ребенка ускоряются;
- мама переходит на спокойную, размеренную речь – движения также становятся более плавными, ровными и ритмичными.
Если ребенок чем-то сильно увлечен (играет с игрушкой, рассматривает по сторонам интересные и новые ему предметы), он может также не реагировать на любые посторонние звуки, это вполне нормальное явление, дети просто абстрагируются, поэтому не нужно переживать.
Проблемы со слухом
Если во время беременности женщина переболела корью, краснухой или принимала токсические препараты, алкоголь или наркотические средства, то у ребенка может быть такое заболевание как тугоухость или глухота. Чтобы не допустить у ребенка потерю слуха, необходимо помощь и рекомендации специалиста.
Важно: правильные уход за ушами ребенка
Еще по теме, когда:
- Когда ребенок начинает видеть (как видит и что видят новорожденные дети);
- Когда ребенок начинает агукать (это одно из радостных событий)
https://youtube.com/watch?v=ft4MJAAD9yg
Покидая роддом, молодые родители остаются один на один со своим малышом и со своими страхами, связанными с его воспитанием и развитием. Как понять, почему малыш плачет? Не болит ли у него что-то? Все эти вопросы первое время волнуют молодую маму.
Не менее важным для родителей является вопрос развития ребенка. Ведь не любое нарушение можно увидеть невооруженным взглядом. Например, многих родителей очень интересует вопрос, с какого возраста ребенок начинает их видеть и слышать, и как не пропустить возможные осложнения и нарушения?
Когда начинает развиваться слух?
Если будущая мамочка была внимательной к своему здоровью, проходила все необходимые обследования будучи беременной, то она наверняка знает, что органы слуха начинают развиваться еще на 5 неделе беременности. Работа же слуховой системы начинается примерно с 16-17 недели. Поэтому доктора рекомендуют с этого срока разговаривать со своим малышом.
Наверняка родители замечали, что ребенок начинает биться сильнее, когда слышит мамин голос. Да-да, еще в утробе он узнает его среди остальных. Или, наоборот, как он затихает, если слышит голос незнакомого человека. Вокруг еще не рожденного человечка множество шумов — стучит мамино сердце, бежит кровь по сосудам, урчит живот. Все эти звуки сопровождают вашего кроху до самого рождения.
Вооружившись подобной информацией, родители ожидают, что после рождения ребенок сразу же начнет реагировать на звуки, которые его окружают. И если этого не происходит, начинают переживать и искать причину. На самом же деле для беспокойства нет причины. Ваш малыш слышит все, что происходит вокруг него, но адекватно реагировать на происходящее еще не умеет. Поэтому многие родители начинают верить в бабушкины рассказы о том, что малыш из-за жидкости во внутреннем ухе первые дни после рождения слабо различает или вообще не различает звуки.
Как реагирует на звук новорожденный?
В первые дни новорожденный реагирует лишь на громкие или резкие вибрирующие звуки. Его реакция зачастую отличается от той, которую ожидают увидеть родители. Он может плакать, вздрагивать или, наоборот, замирать при неожиданном звуке. Это связано с тем, что ребенок слышит все посторонние звуки одновременно и не может различать их. Поэтому шум, доносящийся со всех сторон, различного тембра, высоты и громкости вызывает у него такую себе «шоковую» реакцию.
В первую очередь новорожденные дети начинают различать голос мамы. Ведь именно она разговаривала с ним еще задолго до его рождения. Поэтому теперь, когда он столкнулся с окружающим миром, мамин голос способен успокоить его. Согласно исследованиям, дети также различают знакомые музыкальные или литературные произведения, которые слышали, будучи в утробе матери. О том, что они узнают знакомые строки, свидетельствует их реакция — активные движения ножками и ручками.
Помимо самого звука, новорожденные дети умеют различать интонацию, тембр голоса, темп разговорной речи, а также отличать звуки. Лучше всего ребенок слышит высокие звуки. Чтобы развивать слух малыша, необходимо чаще общаться с ним, включать детские песни и сказки. В зависимости от того, какой звук слышит ребенок, у него может быть разная реакция. О том, что малыш реагирует на посторонние звуки могут свидетельствовать:
- замирание;
- плач;
- вздрагивание и судорожные движения;
- поворот головы в сторону источника звука;
- поиск источника звука глазами.
Ребенок различает темп речи: когда мама начинает говорить быстро — его движения ускоряются; как только речь мамы замедляется — успокаивается и малыш.
Как проверить слух новорожденного?
Во многих развитых странах слух новорожденным проверяют еще в роддоме. Это совсем несложно сделать и в домашних условиях.
Чтобы понять, слышит ли ваш ребенок, необходимо провести несложный тест. Обычно его рекомендуют проводить не ранее 5 дня от рождения малыша. Необходимо встать так, чтобы ребенок вас не видел и издать достаточно громкий, но непугающий звук (хлопок, покашливание). Малыш должен отреагировать на шум морганием, изменением ритма дыхания, замиранием или даже поворотом головы в сторону источника звука. Если вы сомневаетесь в результате своего исследования, проведите его в разное время: когда малыш засыпает, когда он прибывает в хорошем бодром настроении, когда он спокоен.
Существует методика И. В. Калмыковой, по которой можно определить не только реакцию ребенка на звук, но и уровень шума, который он может улавливать. Для проведения теста необходимо подготовить 3 одинаковые пластиковые баночки и 1 игрушку, которая пищит. Баночки наполнить различной крупой: манной, гречневой и горохом. Каждая баночка будет издавать звук различного уровня:
- манная крупа будет шуметь на уровне 30-40 дБ;
- гречневая — примерно 50-60 дБ;
- горох будет издавать звук, соответствующий 70-80 дБ.
Источник звука при проведении теста должен находиться на расстоянии 10 см от уха малыша, при этом видеть его он не должен. Теперь проверяющий начинает издавать звуки от наименее шумного источника звука — баночки с манкой и заканчивает самым громким — пищащей игрушкой. Проверка проводится для каждого уха поочередно, интервал между звуками — не менее 30 секунд. В зависимости от возраста, ребенок может реагировать на разный уровень шума. У новорожденных детей должна появиться реакция как минимум на звук в 70-80 дБ. Впрочем, он может различать и более тихие звуки.
Когда необходимо обратиться к врачу?
Статистика говорит о том, что новорожденные дети с проблемами слуха встречаются не так уж и редко. Поэтому молодые родители должны наблюдать за своим малышом. Ведь сам он пока не может сказать, что его беспокоит. В то же время от состояния слуха у ребенка напрямую будет зависеть и развитие его речи. Он не сможет издавать звуков, которых не слышит.
Обратить внимание на здоровье слухового аппарата необходимо в следующих случаях:
- Если ребенок родился недоношенным. Чем раньше родился малыш до установленного срока, тем выше риск того, что его слух не успел развиться как следует. Кроме того, на последующую работу слухового аппарата может влиять искусственное дыхание или реанимационные мероприятия, проводимые сразу после родов.
- Если ребенок имеет врожденные пороки развития, то это тоже может стать причиной проблем со слухом. К таким порокам относятся: неправильная форма черепа, деформация ушей, заячья губа и т. д.
- Если кто-то из родственников малыша имел проблемы, связанные со слухом, то необходимо проконтролировать состояние здоровья у малыша в этой области.
- Корь и краснуха, перенесенные мамой во время беременности, а также перенесенные малышом, несут риск осложнений, связанных как раз с нарушением слуха.
Если ваш малыш относится к одной из перечисленных групп риска, то желательно проверить слух своего малютки до шестимесячного возраста. Сделать это должен хороший специалист в данной области. Обратиться к доктору необходимо и в том случае, когда вы сомневаетесь в результатах собственных проверок, проведенных по приведенным выше методам. Любое сомнение не должно оставаться не проверенным.
Все дети разные и по-разному проявляют свою реакцию на новые и уже знакомые им звуки. Если вам показалось, что малыш не слышит — не нужно паниковать. Выявить проблему со слухом у новорожденного ребенка самостоятельно очень сложно, поэтому постановку диагнозов доверьте профессионалам. Главное, наблюдать за поведением своего малыша и при малейших сомнениях делиться ими с доктором. Любая проблема решается легче, если ее вовремя диагностировать. Поэтому задача родителей — наблюдать, а задача докторов — помогать в случае необходимости.
Содержание:
- Развитие слуха во внутриутробном периоде
- Если что-то идет не так…
- Проверить как слышит ребенок — и успокоиться
Любой родитель очень переживает за здоровье своего ненаглядного крохи. Довольно часто молодые мама и папа волнуются, хорошо ли слышит их малютка, ведь пока малыш не разговаривает, это достаточно сложно понять. В каких случаях стоит бить тревогу?
К содержанию
Развитие слуха во внутриутробном периоде
Развитие органа слуха у плода начинается практически с самого начала внутриутробного периода, а именно с 5-й недели беременности, и продолжается вплоть до появления на свет. Примерно с 16-й недели внутриутробной жизни малыш начинает воспринимать, то есть различать на слух, звуки. К 20-й неделе внутреннее ухо плода развивается до размеров внутреннего уха взрослого человека. С этого момента малютка начинает различать частоту (то есть высоту) и интенсивность (то есть громкость) звука. С 26-27-й недели внутриутробного периода малыш уже начинает реагировать на различные звуки. При ультразвуковом исследовании можно наблюдать, что в ответ на резкий внешний звук кроха вздрагивает, у него может усилиться двигательная активность, увеличиться частота сердечных сокращений.
По мере развития органа слуха малыш учится распознавать источник звука. Оказывается, способность поворачивать головку в сторону источника звука, наблюдающаяся у грудничков, появляется у плода уже после 32-й недели беременности. Полагают, что после этого срока малютка может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.
«Место жительства» малыша в утробе полно самых разнообразных звуков, что создает отличные условия для тренировки формирующегося органа слуха. Эта «звуковая среда» представлена, в первую очередь, звуками маминого организма. С легким шипением течет по сосудам плаценты кровь, с шумом и стуком сокращается в отдалении материнское сердце, с хлюпаньем и урчанием переливается жидкость в кишечнике, большим насосом неторопливо работают легкие. В эту череду естественных звуков врывается мамин голос. Постепенно кроха учится распознавать его, привыкает к определенному ритму и темпу речи. Вот почему сразу после рождения новорожденный быстро идентифицирует голос матери и выделяет его из всех прочих. Кстати, голоса других людей тоже слышны в утробе, но неразборчиво, общим фоном, примерно как мы слышим голоса из другой комнаты: слышен общий тон речи, но слов не разобрать. Другие звуки внешнего мира кроха также слышит приглушенно — за счет того, что он находится в околоплодных водах и, кроме того, окружен тканями материнского организма.
К моменту рождения периферический орган слуха (он включает в себя ушные раковины, наружный слуховой проход, полость среднего уха, в которой располагаются слуховые косточки, передающие колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, и улитка, орган внутреннего уха, где расположены слуховые нейроны) полностью сформирован. Он мало изменится со временем, зато височные доли головного мозга, ответственные за слух и представляющие собой центральную часть слухового анализатора, будут развиваться еще как минимум до школьного возраста.
К содержанию
Если что-то идет не так…
Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:
- различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
- тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
- использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
- курение и употребление наркотиков;
- контакт с ядовитыми веществами;
- радиационное воздействие.
Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:
- тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
- асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
- глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
- переношенность;
- поражение в родах центральной нервной системы;
- необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
- гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.
Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).
К содержанию
Проверить как слышит ребенок — и успокоиться
Наблюдение за малышом. На что же следует обращать внимание родителям, чтобы убедиться, что со слухом малыша все в порядке, или же вовремя заподозрить неладное? Ведь понятно, что чем раньше диагностировано снижение слуха, тем раньше можно начать соответствующие лечение и реабилитацию и тем больше шансов будет у ребенка минимально отличаться от своих здоровых сверстников.
Показателем могут стать реакции малыша на звук, которые либо соответствуют возрастным, либо отстают от них. Реакции грудничков на звук достаточно четко определены в каждом возрасте и зависят от степени развития многих функций в организме. Так, не стоит ждать от малютки в возрасте 2 недель, что он станет сразу же поворачивать головку на звук погремушки. Он еще слишком мал и, хотя и слышит звук, его мышечная система еще не настолько координирована, чтобы обеспечить эту реакцию. Остановимся подробнее на «правильных» возрастных реакциях детей на звуковые раздражители.
Так, в первые 2-3 недели жизни малютка в ответ на громкие звуки вздрагивает, у него может отмечаться симптом Моро — характерное резкое разведение ручек в стороны с возможным последующим «объятием» себя. После 2-3 недель, ближе к месячному возрасту, у новорожденного формируется замирание как реакция на голос.
У малыша в возрасте 1-3 месяцев в ответ на голос матери наблюдается характерный комплекс оживления: он внимательно смотрит, начинает улыбаться, активнее двигать ножками и ручками, пытается агукать. Собственно, формирование гуления в возрасте 2-4 месяцев также является важным критерием правильного «слухового поведения». Кроме того, дети в возрасте 1,5-6 месяцев реагируют на резкие звуки широким открыванием глаз.
Примерно после 1-1,5 месяцев младенец, а потом и подросший ребенок беспокоится во сне при резких звуках. В среднем в 3 месяца формируется способность поворачивать голову в сторону звучащей погремушки или голоса. В возрасте 4-5 месяцев гуление должно переходить в лепет (произнесение отдельных слогов). При появлении в поле зрения хорошо знакомых ребенку людей, в первую очередь родителей, лепет становится более эмоциональным, выразительным.
После 8 месяцев в речи малыша появляются новые звуки, а ближе к 1 году он пытается произносить некоторые слова и или их фрагменты. Он поворачивает голову, слыша знакомые звуки, и подает голос в ответ на обращенную к нему речь. Начинает оборачиваться, когда его окликают сзади.
Уже с 8-9 месяцев малютка отчетливо понимает некоторые слова («мама», «папа», «дай», «возьми», «привет», «пока») и совершенно определенно реагирует на них. В возрасте 1 года, помимо появления в речи отдельных слов, можно заметить, что малыш замирает и прислушивается, если при нем ведется оживленный разговор, поворачивает голову в сторону говорящего. Несоответствие реакций на звуковые раздражители примерным возрастным нормам должно насторожить родителей. Кроме того, часто нарушения слуха «выглядят» как общая задержка психического и иногда психомоторного развития. Это неудивительно, ведь слух играет важную роль в получении информации об окружающем мире, которая и заставляет нервную систему крохи развиваться и обретать новые способности.
Помощь специалистов. Что касается объективных методов исследования слуха, еще совсем недавно они были значительно затруднены на первом году жизни, ведь малыш не владеет речью и не может сообщить о своих слуховых ощущениях. Но в настоящее время применение нашел простой, быстрый и надежный метод — регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Отоакустическая эмиссия — это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом. Колебания эти вызываются искусственно с целью их последующего анализа (по их характеру специалисты могут судить о наличии или отсутствии патологии в слуховой системе ребенка). Вызванная отоакустическая эмиссия регистрируется в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Это исследование безопасно и безболезненно. Достаточно ввести улавливающий кончик (так называемый пробник) специального аппарата в наружный слуховой проход, плотно закрыв последний, и нажать кнопку. Результат исследования записывается в память прибора и выводится на маленький экран. Результаты оцениваются специально обученным медицинским работником.
Метод позволяет распознать нарушения слуха и начать лечение как можно раньше. Исследование занимает всего несколько минут и в настоящее время должно применяться как скрининговый метод исследования слуха новорожденных во всех роддомах. Результат его вносится в обменную карту новорожденного, с которой он выписывается из роддома. Срок проведения этого исследования — 3-4-й день жизни, так как в первые двое суток в наружном слуховом проходе могут еще сохраняться остатки околоплодных вод и первородной смазки, что затрудняет проведение исследования и лишает его результаты достоверности. Его также применяют для исследования слуха в первые годы жизни малыша — в основном тем детям, которым не проводилось исследование слуха в роддоме.
В качестве скринингового метода, а также для уточнения характера снижения слуха в дальнейшем применяется метод регистрации вызванных слуховых потенциалов (ВСП), позволяющий оценить состояние слуховой коры и слухового нерва. Данное исследование проводится с использованием специального наушника, который объединяет датчик звуковых сигналов (в процессе исследования подаются сигналы различной частоты и интенсивности) и электроды, фиксирующие электрические потенциалы головного мозга. В основе метода компьютерной аудиометрии лежит анализ полученной с помощью ВСП информации.
Метод акустической импедансометрии (основан на регистрации сопротивления звукопроводящего аппарата слуховой системы) служит для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы.
Учитывая современные возможности диагностики слуха, своевременным считается исследование его в роддоме или хотя бы в течение первых двух месяцев жизни. Первым сроком обследования крохи у ЛОРа считается 3-месячный возраст (перед проведением вакцинации против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита). Но если в том родильном доме, где появился на свет ваш малыш, подобных исследований не проводится, а ребенок входит в «группу риска» хотя бы по каким-то из перечисленных критериев или у вас появилось, пусть даже малейшее, подозрение, немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного срока. Врач владеет методиками первичной оценки слуха и сможет более объективно, чем вы, оценить реакцию ребенка на звуковые раздражители, фиксируя не только внешне заметные реакции, но и изменение ритма дыхания, пульса, зрачковый рефлекс и другие показатели.
Еще раз хочется напомнить: будьте внимательны к своему малышу, но не пытайтесь самостоятельно ставить ему диагноз! Ваша задача — вовремя обратиться к специалисту. Он сможет развеять ваши подозрения, убедив вас, что с малышом все в порядке и повода для тревоги нет, или направит в соответствующее квалифицированное учреждение.
Беременным женщинам в третьем триместре часто советуют разговаривать со своим малышом, читать ему сказки и включать музыку, потому что он уже слышит. А в палате со спящим новорожденным обычно не стесняются громко разговаривать, потому что он ещё не слышит. Почему существуют такие противоречивые мнения? Слышит ли новорожденный ребёнок? Если нет, то, когда младенец начинает слышать?
Когда новорожденный начинает слышать
До сих пор многие педиатры уверены, что из-за жидкости во внутреннем ухе новорожденные ничего не слышат в первые два дня своей жизни. В то же время внимательные мамы могут видеть, что малыш реагирует на звуки и особенно на человеческий голос практически сразу после рождения.
Вопрос — до какого возраста новорожденный не слышит, неправильный по своей сути. Ребёнок начинает различать звуки ещё в животе у мамы и может узнать их уже после рождения. Так объясняется факт, что новорожденные первых дней жизни лучше успокаиваются именно от маминого голоса. Что касается других звуков или голосов – их звучание в глубинах материнского живота сильно искажается и приглушается.
Кажущееся отсутствие реакции на шум и звуки можно объяснить сильным шоком после процесса рождения и не способностью новорожденного понять, что между слышимым и видимым существует какая-то связь.
Хорошо ли слышит новорожденный
Слух у ребёнка острее, чем у взрослого, но в первые несколько дней он немного притуплён за счёт той самой жидкости во внутреннем ухе. Она играет роль защитного барьера от шумового потрясения и впитывается к третьему-пятому дню. С этого времени желательно следить за уровнем шума вокруг ребёнка, разговаривать с ним, не повышая голоса. Громкие звуки, вызывающие испуг и плач, могут навредит нервной системе младенца, а в случае их большой продолжительности – и нежным ушкам малыша.
Лучше всего новорожденным слышны высокие звуки. Наверное, поэтому с младенцами тоненько «сюсюкают» даже бородатые дядьки. Едва родившись, малыш уже может различать интонацию, тембр голоса. Ощущает темп речи и если с ним говорят быстро, начинает беспокоиться. При замедлении и плавности речи успокаивается.
В первую неделю жизни ребёнок обычно не реагирует на большинство звуков, хотя слышит их. Говоря простым языком, ему нет до них никакого дела. И только громкие, резкие, вибрирующие звуки привлекают его внимание. Подобную ситуацию можно наблюдать в более старшем возрасте, когда чем-то увлечённый малыш может не заметить, что его зовут
Совет! Начинайте развивать слух ребёнка как можно раньше. Пойте ему ритмичные и спокойные песенки, включайте мелодичную музыку, записи голосов детей, звуков живой природы, как можно больше разговаривайте, меняя интонацию речи.
Как проверить слышит ли ребёнок?
Волнения родителей о том, когда дети начинают слышать, объясняются обычным желанием убедиться, что у их малыша всё в порядке. Педиатры рекомендуют устраивать ребёнку проверку не раньше пятого дня. Для этого можно громко хлопнуть в ладоши над головой младенца или позади него. В ответ он вздрогнет и забеспокоится. Можно проверить слух и более спокойным способом – легонько сдавить детскую пищалку у уха спящего малыша. Реакцией на звук станет подёргивание век.
Наблюдая за ребёнком в течении дня, можно заметить, что он реагирует на звуки вокруг постоянно – замирает, меняет выражение лица, прислушивается, оживляется, плачет.
Примерно с двух месяцев дети прекращают вздрагивать при громких звуках, делая это только в исключительных случаях. К трём месяцам слух устанавливается окончательно. Когда ребёнок научится уверенно поворачивать голову, его слух проверяют, зовя по имени с двух разных сторон.
С полугода ребёнок с нормальным слухом начинает произносить звуки и слоги.
Интересно! Разная реакция на одинаковые звуки у разных детей говорит вовсе не о том, что у одного из них слух лучше, а у другого – хуже. Реакция указывает скорее на характер и темперамент младенца, на то, как он будет реагировать на всё, что с ним происходит.
К серьёзным проблемам со слухом у младенцев – тугоухости и глухоте, могут привести проблемы в протекании беременности. Причиной могут стать:
- Болезни, перенесённые матерью во время формирования у плода слухового аппарата — корь или краснуха, а иногда даже грипп,
- Употребление матерью алкоголя, сильнодействующих лекарств, наркотиков, токсические отравления,
- Недоношенность или, наоборот, рождение значительно позже установленного срока, а также неудачные роды.
Уход за ушами
Главная задача в уходе за ушами младенца заключается в осторожном обращении с ними. В маленьких ушках нельзя ковыряться, даже ушными палочками, несмотря на их название. Лучше всего убирать серу, которая скопилась на самом краю ушного прохода.
Есть разное мнение по поводу попадания воды в уши во время купания малыша. Некоторые родители и медики очень этого боятся и не позволяют опускать головку в воду слишком глубоко. Но есть и другое мнение – о том, что ушки грудничка защищены от попадания в них воды ещё долгое время после нахождения ребенка в околоплодных водах. Для большей безопасности можно положить после купания в ушки по ватному шарику и наклонить головку малыша в обе стороны.
Реакция органов чувств в первые дни после рождения всё ещё не изучена досконально. Поэтому не стоит раньше времени делать выводы о слухе своего малыша и проводить ему всевозможные тесты. Вместо того, чтобы беспокоиться, подберите хорошую музыку для его развития и выучите несколько детских песен или колыбельных. Увидев реакцию на них, вы перестанете волноваться.
Слух ребенка (видео)
https://youtube.com/watch?v=ft4MJAAD9yg
Проверка слуха у новорожденного (видео)
Слышит ли Вас младенец? (видео)
https://www.youtube.com/embed/nyWBRV9I16I