Цвета и формы для малышей


Оглавление [Показать]

В этой статье я расскажу, как познакомить ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет с такими понятиями, как цвета, формы и размер. Именно раннее развитие детей приносит больше всего результатов в будущем. Поэтому в играх важно рассказывать малышу о том, какие предметы его окружают и какими свойствами они обладают.

Чтобы что-то запомнить, нужно это много раз проделать, повторить. Никуда от этого не деться. Хотите, чтобы малыш быстрее изучил цвета и формы, научился сравнивать предметы по размеру, проводите с ним развивающие занятия на эти темы.

Эти понятия объяснить довольно просто на примерах. Тут сравнений много. Папа большой, а малыш маленький. Лучше сначала сравнивать предметы одинаковые по форме, цвету: мячи, ложки, тарелки, кубики, машинки, куклы и другие игрушки. Хорошо запоминается то, что можно потрогать.


Когда ребёнок освоит разницу между большим и маленьким, можно вводить сравнения: больше, меньше, самый большой, самый маленький. Мне нравится сказка про Машу и медведей. В ней как раз рассказывается про эти понятия.

Для этого тоже сначала нужно подобрать подходящий материал: мячи, кубики, картинки с изображением разных фигур, отлично подойдут вырезанные из картона фигуры, игрушки-сортеры, рамки-вкладыши.

Во время игры обязательно обращаем внимание на особенности фигур. Круг без углов, он может катиться, как колесо. Квадрат имеет 4 угла и равные стороны. У треугольника 3 угла, а прямоугольник имеет 2 длинные стороны и 2 короткие. Фигуры с углами не катятся.

Можно подготовить карточки с изображением фигур и регулярно их показывать малышу. Карточки должны быть большими, размером с лист А4. Так будет проще обратить на них внимание малыша.


Рамки вкладыши наглядно покажут, что фигуры отличаются. Пытаясь вставить в отверстие, ребёнок учится понимать, что в его руке такая же, либо неподходящая фигура. То же самое и с сортерами.

Фигур на самом деле достаточно много: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, крест, звезда, месяц, кольцо, сердечко и т.д. Кроме того есть и объёмные фигуры: шар, куб, пирамида, конус, призма и т.д.

Детский мозг впитывает всё, как губка. Ему постоянно нужно давать новые знания, поэтому не бойтесь показывать фигуры с трудным названием: параллелограмм, треугольник. Конечно, в 2 года не каждый ребёнок произнесёт такие слова, но образ он запомнит.

Моей дочке понравился ромб. Слово оказалось для неё простым. И теперь она узнаёт его на картинках и называет «вомб». А при виде сердечка стучит кулачком в грудь.

Сначала изучаем самые основные цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный. Потом добавляем новые.


Для игр на изучение цветов пригодятся и цветные воздушные шары, ленты, нарисованные и вырезанные цветочки, фигуру и т.д. В любой детской книжке можно обратить внимание на цвет деталей на картинках. К примеру, читая книжку, показывайте все зелёные предметы. Поищите цвета вокруг, попросите малыша показать их. К уже известным предметам добавляйте свойство цвета: мяч синий, погремушка красная. Первые игрушки ребёнка не должны быть сложных цветов. Всё равно малыш сначала различает контрастные цвета, потом начинает отличать жёлтый, красный и т.д. Поэтому в первые месяцы для развития ребёнка рекомендуют показывать чёрно-белые крупные изображения.

Можно попробовать разложить игрушки по цветам в несколько кучек, каждая своего цвета. Это наглядно продемонстрирует, что разные предметы можно объединить по цвету.

Чтобы занятия по изучению цветов были ещё интереснее, можно подобрать стихи на эту тему.


Рисование красками или карандашами тоже развивает цветовое восприятие. Можно взять 2 прозрачных стакана с водой и добавить в воду краску, например жёлтую и синюю. Ребёнок увидит, как вода поменяет цвет на его глазах и станет мутной. Это тоже полезный опыт.

Наглядно цвет могут продемонстрировать и продукты. Заодно ребёнок запомнит и их отличительные свойства. Банан и лимон жёлтые, апельсин и морковь оранжевые, огурец и укроп зелёные, клубника и помидор красные и т.д.

Освоить цвет помогут и игры с пластилином. К примеру, можно сделать несколько простых аппликаций, которые под силу ребёнку 1,5 лет. Можете посмотреть статьи на эту тему: Аппликация из пластилина или солёного теста «Божья коровка», Аппликация из пластилина или солёного теста «Рябинка».

Объединить изучение цвета, размера и формы можно в следующей игре. Для неё надо нарисовать или вырезать из цветного картона разные фигуры. Фигуры должны отличаться не только по типу (прямоугольник, круг), но и по цвету и размеру. Так надо сделать несколько разноцветных треугольников. Какие-то из них будут маленькими, какие-то побольше. Также приготовить другие знакомые фигуры.

Игры могут быть следующими:


  • найти такую же по форме фигуру;
  • найти фигуры такого же цвета;
  • найти маленькие/большие;
  • найти все треугольники и т.д.
  • найти конкретную фигуру с указанием цвета и размера. Например большой красный круг.

Начинать надо с простого, с пары цветов или размеров. По ходу усвоения материала добавлять новые фигуры.

Есть уже готовые методические разработки. Например, логические блоки Дьенеша.

Во всём раннем обучении есть такой момент, что непонятно, насколько ребёнок усваивает информацию. Если малыш ещё не говорит, то это не значит, что он не понимает и не запоминает. Поверьте, Вы будете однажды приятно удивлены, когда ребёнок сделает попытку правильно назвать фигуру или цвет. Я понимаю, что иногда трудно мотивировать себя на занятия, ведь обратной связи нет. Не стоит откладывать изучение цвета, формы и размера до детского сада или школы.

Успейте вложить в своего ребёнка знания до трёх лет. Никогда потом он не будет с такой скоростью и упорством познавать новое.

А проверить, запоминает ли малыш или нет можно путём простого теста. Нужно задать ему вопрос с выбором одного из двух вариантов и попросить, чтобы он показал ответ. Покажите ему два предмета или две картинки и спросите, на какой из них нарисован круг. Пока ребёнок не говорит, он может просто показать рукой. Если ответил верно, то хвалим. Если нет, то показываем верный ответ и тоже хвалим. Такой тест нужно проводить редко, иначе дети быстро понимают, что их начинают проверять. А кто из нас любит тесты, контрольные и экзамены? Так вот, если на один и тот же вопрос в большинстве случаев ребёнок отвечает верно, то значит, он усвоил это понятие.

 Думаю, любая мама сможет провести такие простые занятия с малышом дома.

А усвоить цвета помогут развивающие мультики. Предлагаю посмотреть 7 коротких видео для малышей из серии “Учим цвета” канала  “KapukiKanuki — детям!” Каждый мультик посвящён одному из семи цветов радуги.

https://www.youtube.com/embed/videoseries?list=PLiIdmM3Dxc9DS_4Pq8dFbUaOTtIfbQJXk» frameborder=»0″ width=»460″ height=»320″>

Желаю Вам и Вашим деткам нескучных занятий.


Екатерина

2 развивающие игры для детей 2-3 лет: изучение цветов и форм предметов

Содержание:

  • Цветная прогулка
  • Прогулка с формами

Одни дети легко запоминают цвета и формы предметов, у других освоение этих понятий продвигается медленнее. Если вы озаботились изучением цветов и форм, совсем не обязательно сажать вашего 2-3-летнего малыша за парту — это можно сделать на прогулке. Вот две игры, которые могут сопровождать почти каждый ваш выход из дома.

К содержанию

Цветная прогулка

Чтобы помочь ребенку выучить цвета, время от времени устраивайте ему «цветную прогулку» и изучайте все цвета, которые окружают вас.

Что понадобится:

Комната, двор или парк

  1. Позовите ребенка на прогулку и предложите ему выбрать какой нибудь цвет.
  2. После этого попросите его найти вокруг как можно больше предметов этого цвета.
  3. После того как он найдет десять объектов, попросите его выбрать новый цвет и повторите.

Варианты игры. Чтобы усложнить задачу, каждый из вас может выбрать перед прогулкой свой цвет. Кто первый найдет десять объектов своего цвета, тот выбирает следующие цвета для обоих!

Осваиваемые навыки:

  • Навыки классификации
  • Когнитивные / мыслительные навыки
  • Понятие цвета
  • Общая моторика
  • Социальные навыки

К содержанию

Ребенку будет интересно учить формы, если вы возьмете его на особенную прогулку по дому или улице.

Что понадобится:

Место, где есть много предметов различной формы

  1. Покажите ребенку разные формы, которые ему предстоит искать на прогулке, — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т.д.
  2. Пройдитесь по дому, двору, парку или улице. Выберите какую то одну форму и скажите ребенку, чтобы он назвал предметы, имеющие такую форму.
  3. После того как он найдет примерно пять предметов, выберите другую форму и повторите то же самое.
  4. Продолжайте, пока он не найдет предметы всех форм.
  5. Когда вы закончите и соберетесь перекусить, спрашивайте у ребенка, какой формы печенье, пирожок или бутерброд.

Варианты игры. Возьмите с собой на прогулку блокнот и попросите ребенка зарисовывать каждый найденный им предмет нужной формы.

Осваиваемые навыки:

  • Осознание собственного тела
  • Навыки классификации и сортировки
  • Когнитивные / мыслительные навыки
  • Развитие речи и словарного запаса
  • Социальное взаимодействие
  • Пространственная ориентация

Вам понравилась статья?

Оцените статью

Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы с самых первых дней жизни своего малыша вложить в него все самое лучшее и ценное из того, чем обладает сам. И если проблем с выбором хороших и качественных вещей для ребёнка обычно не бывает, то вопросы педагогики и воспитания для многих родителей являются важными и насущными. Особенно это актуально для тех мам и пап, которые таковыми стали впервые. Вопросы, которые их интересуют, могут быть самыми разными, но все они сводятся к одному: что и как делать, чтобы передать малышу необходимые для него знания и научить его тому или иному навыку. Рассмотрим некоторые принципы, которые успешно применяются другими родителями уже не один десяток лет, и попробуем разобраться в том, как научить ребёнка различать цвета.

Оптимальный возраст для обучения ребенка различать цвета это от 2 до 5 лет.

Прежде чем приступить к изучению практических советов и методик, родителям нужно ознакомиться с некоторыми особенностями развития зрительных функций у детей. Это поможет пользоваться полученными знаниями правильным образом.

Итак, способность ребёнка фокусироваться на каком-либо объекте появляется в возрасте 2—3 месяцев. Обычно первое, что малыш научится различать — грудь матери. Связанно это с тем, что в этом возрасте цветовосприятие детского глаза настроено таким образом, чтобы ребёнок мог чётко видеть мамин сосок. Цвета, которые он может различать в период от 2 до 6 месяцев, находятся в волновом диапазоне широкого спектра: красный, розовый, коричневый. Возможность различать цвета короткой волны, синий и зелёный, появляется у него ближе к седьмому месяцу жизни, а полноценное цветовосприятие формируется у ребёнка к восьми годам.

Теперь, когда мы знаем основные принципы формирования детского восприятия цветовой палитры, можем приступить к изучению рекомендаций и советов от более опытных родителей.

  • Обучайте с ранних лет. Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета, например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова, вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом;
  • Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции. Не зря ведь говориться: человек запомнит не то что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта;
  • Практическое применение. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет, значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать своё чадо применять то, что недавно узнали, тем лучше все это запомнится;
  • Побуждайте ребятёнка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили новую цифру или цвет, пусть малыш позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой — пусть кроха подаст ему жёлтое полотенце;
  • Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.;
  • Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький);
  • Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим).

Несмотря на то что речь в этой статье идёт о том, как научить ребёнка различать цвета, принципы, изложенные выше, применимы не только для этого. Используя их, можно учить и буквы, и цифры. Ниже мы рассмотрим несколько действенных методик, которые помогут родителям в обучении своих детей цветовой палитре.

Существует огромное количество всевозможных способов, используя которые можно научить ребёнка уже в три года различать шесть цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный), и более. Но если вникнуть в их суть, то практически все они сводятся к пяти простым педагогическим приёмам. О них мы поговорим ниже.

  1. Неформальное обучение. Суть этого метода заключается в том, чтобы обучать ребёнка в процессе повседневного общения. Например, по дороге в парк или детский садик малышу предлагают вместе считать зелёные машины, которые будут проезжать мимо него. Естественно, перед этим родитель должен показать крохе, как выглядит зелёный цвет. Эффективность этого метода заключается в том, что ребёнку предоставляется полная свобода действий, его никто ни в чём не ограничивает. Он может делать по дороге все, что ему захочется, главное, чтобы не забывал считать зелёные машины. Кстати, количество посчитанных машин тоже не имеет никакого значения: проехало десять, а посчитал всего две — молодец!
  2. Творческий подход. На этом этапе нужно будет позаботиться о том, чтобы у ребёнка появились краски, карандаши, фломастеры или пластилин. Попросите кроху выбрать тот цвет, который ему нравится больше всех, и расскажите, что это за цвет. Пусть это будет синий. Предложите малышу вместе что-то нарисовать, например, синий кружок. Скажите, что это воздушный шарик синего цвета, у которого нет шнурка, и если вы его не дорисуете, шарик улетит в небо. Спросите у карапуза, какого цвета должен быть шнурок, если шарик синего цвета. То же самое можно проделать и с пластилином. Читаем также: О чем говорит детский рисунок
  3. Использование игрушек. В специализированных магазинах для детей продаётся огромное количество развивающих игрушки, которые помогают запоминать цифры, буквы и цвета. Самые продуктивные из них для запоминания цветов: пирамидки из колечек, пазлы и конструкторы.
  4. Интерактивные книги. Их эффективность заключается в больших красочных картинках, которые привлекают внимание ребёнка. Как правило, в таких пособиях предлагаются всевозможные задания, выполняя которые ребёнок одновременно участвует в увлекательной игре, развивает мелкую моторику пальчиков и учит цветовую палитру. Например, в книге Анны Гончаровой малышу предлагают учить цвета в стихотворной форме, а в пособии Олеси Жуковой карапуз может рисовать прямо в книге своими пальчиками.
  5. Сюжетные игры. Придумайте простые игры, в которых ребёнок смог бы задействовать свои чувства. Например, возьмите два разноцветных шарика и сделайте для них домики таких же цветов. Домиками могут служить раскрашенные коробки или песочные ведёрки. Положите шарики в соответствующие домики. После всего достаньте их оттуда и скажите малышу, что они вышли на прогулку. Вдруг откуда-то появляется волк и хочет съесть шарики. Их срочно нужно спасать! Скажите ребёнку, что каждый шарик нужно быстро вернуть в свой домик, а то их съест волк. Суть такой игры — вызвать у малыша эмоции, сопереживание и сочувствие. Это активирует дополнительные отделы мозга и поможет ещё лучше запомнить нужные цвета.

Использование этих приёмов в их различных вариациях поможет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки, но помните, каждый ребёнок индивидуален. Все малыши развиваются по-разному, и сравнивать их между собой ни в коем случае нельзя. Если вам кажется, что ваш кроха обучается не так быстро, как другие детки, не надо паниковать и расстраиваться.

Известно, что быстрее дети учатся в процессе игры. Изучение цветов не исключение. Поэтому, если вы хотите научить ребенка различать цвета, советуем воспользоваться играми.

  • Найди цвет. На начальном этапе изучения, пока ребенок еще не может называть цвета, можно предложить ему найти предметы определенного цвета по показанному вами образцу. Важно вначале выбирать предметы одинакового оттенка. Для этого можно воспользоваться кубиками, деталями мозаики или конструктора;
  • Разложи по цветам. Для этого можно воспользоваться пуговицами или яркими бусинами. В одну коробку предложите ребенку сложить, к примеру, крупные синие пуговицы, а в другую – мелкие синие. Если есть пуговицы разных оттенков одного цвета, то можно попросить малыша выложить их в ряд от самой светлой до самой темной;
  • Путаница. Для игры нам потребуются разноцветные ручки. Взрослые снимают с них колпачки и предлагают ребенку помочь подобрать нужные колпачки к определенным ручкам. Во время игры можно намеренно выбрать неправильный колпачок – малыш обязательно вас поправит;
  • Колпак. Сделайте из разноцветного картона колпаки и разложите их перед ребенком. Взрослый рассказывает стишок: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой шапке!» — при этом ребенок должен выбрать колпак нужного цвета и надеть себе на голову;
  • Найди лишний. Среди четырех шариков 3 должны быть одного цвета и 1 другого. Ребенку нужно найти шарик, который по цвету отличается от других;
  • Веселые бусы. Сделайте из цветной бумаги или картона круги разного цвета. Подготовьте шаблон бус и предложите малышу сложить свои бусы по предложенному вами образцу;
  • Разложи шары правильно. Взрослый высыпает на пол разноцветные шары и ставит несколько коробок. В каждую из коробок кладется шарик определенного цвета. Ребенку нужно собрать шарики и сложить их в соответствующие коробки.

Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса.  И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.

«Ура. Радуга». Эта игра для детей 2-3 лет. Малышу нужно правильно, подбирая их по цвету, разложить картинки по радуге.

Игра «Половинки цветка» также предназначена для детей 2-3 лет. Она развивает целостное восприятие цвета. Ребенку нужно по цвету подобрать половинки цветов. Можете скачать картинки на цветном принтере и разрезать их.

Или, например, игра для малышей «Цвета» . Она представляет собой дидактическую мозаику для малышей. Состоит из восьми картонных карточек большого размера, разрубленных на 2 элемента по технологии PUZZLE. На одних половинках карточек изображены знакомые малышам предметы, а на других — соответствующие им по цвету карандаши.
А еще хорошая развивающая  игра «Волшебный цвет» В комплекте:игровое поле (33 х 48 см в разворот) — замок на берегу реки, маленькая книжка с текстом и заданиями «Путешествие в Гномию или Цветное царство» и набор многоразовых наклеек — гномы, крот, все цвета радуги и другое. . Все цвета радуги на твоей волшебной
палитре. Дети отправляются в сказочную страну, где живут разноцветные гномы. Играя с волшебными липучками, они узнают, что такое цвета радуги, основные цвета, холодные и теплые, контрастные и сближенные. Добрые волшебники расскажут, как создавать новые цветовые сочетания, что поможет ребенку, когда он возьмет в руки краски и кисти.

Некоторые родители и педагоги, видя, что ребёнок упорно продолжает путать цвета, могут делать ошибочные выводы в отношении умственных способностей малыша. Если с подобной ситуацией столкнулись и вы, не спешите. У некоторых детей может быть банальная задержка раннего развития, но со временем все образуется и ребёнок догонит своих сверстников.

Ещё одна причина, по которой детки могут не различать цвета — нарушение светочувствительности. Это когда у ребёнка нарушено восприятие каких-то отдельных цветов и оттенков. При этом часто бывает, что такие нарушения не диагностируются вообще, так как малыш научился различать цвета по яркости и контрасту.

Бывает и так, что ребенок и в четыре года не просто путает цвета, а почти их не различает. Это может быть связано с самыми разными причинами, среди которых стоит выделить три основные:

  1. Изучение цветов началось слишком поздно, малыш еще просто не освоил эти названия полностью и не может легко применять полученные от родителей знания на практике.
  2. Своеобразный темп усвоения информации, который может быть связан с темпераментом ребенка, — вполне возможно, что он уже все отлично запомнил, просто пока сам не рискует делать те или иные утверждения о цветах предметов.
  3. Проблемы со зрением, и в этом случае лучше всего лишний раз сходить на прием к врачу и услышать его рекомендации, нежели думать и гадать, что будет дальше.

Вообще, к изучению цветов с ребенком стоит подходить внимательно и ответственно, но при этом спокойно. Очень важен игровой настрой, с ним ребенку выучить эту достаточно сложную тему будет намного проще и интереснее.

Каждый понимает, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и уметь их называть. Конечно, ребенок не может запомнить сразу все цветовое многообразие, но базовые цвета, такие как: красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный он должен различать и знать.

Читаем также: Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш — 8 способов

В видео представлены рекомендации по обучению детей с ЗПР различать цвета. Заниматься с ребенком в домашних условиях можно довольно успешно и получать удивительные результаты. Систематические творческие занятия благотворно влияют на развитие внимания, воображения, памяти ребенка, мелкой моторики, мышления, речи, помогают быстрее развиваться, догоняя, а иногда и опережая сверстников, с которыми такие занятия не проводились. 

***

https://youtube.com/watch?v=_Wux4QIlwLY

***

https://youtube.com/watch?v=SGbKHS_bJio

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика