Что делать если р?


Оглавление [Показать]

«Кла, кличит волона, клажа, калаул» — если ребенок до 5 лет именно так произносит эту скороговорку, то это не повод для паники. Многие логопеды говорят о том, что неумение ребенка произносить некоторые звуки до этого возраста считается вариантом нормы, но если проблема сохранилась и после, то необходима консультация специалиста. Когда родителям необходимо подключать логопеда для решения проблемы неправильного произношения звуков «р» и «л»? Только ли логопед может участвовать в лечении?

Оглавление:   1. Когда ребенок научится выговаривать р и л  2. Причины неправильного произношения звуков  - Уздечка языка  - Нарушенное звукопроизношение  - Нарушения фонетического слуха  - Речевой аппарат  - Проблемы поведения  - Горловые звуки  3. Что должны сделать родители?  4. Артикуляционная гимнастика  5. Как научить ребенка правильно говорить «р» и «л»?  6. Закрепляем результат  7. Когда необходимо кардинальное вмешательство?  

Когда ребенок научится выговаривать р и л

В формировании речи ребенка сначала встают свистящие звуки, а вот буквы Р и Л считаются трудными для произношения, и полноценно в речи ребенка обычно встают к 4-5 годам.


Обратите внимание

Если рассматривать проблему в целом, то только у 10% детей до этого возраста отмечается чистое произношение звуков «р» и «л». В остальном, можно увидеть проблемы той или иной сложности.

Как утверждают многие специалисты, причины такой проблемы могут быть не только логопедическими, но и стоматологическими. Именно поэтому в ее решении могут участвовать сразу несколько специалистов, иногда именно их слаженная работа помогает решить проблему в короткие сроки.

Родители должны понимать, что выяснение причины нарушения произношения звуков – первый и важный этап в лечении. Но обо всем по порядку.


Причины неправильного произношения звуков

Логопеды акцентируют родительское внимание на том, что проблему считают существующей лишь, в случае если ребенок после 5 лет не может правильно произносить «р» и «л». В остальном, это лишь вариант нормы.

Звуки «р» и «л» считаются сложными, и их освоение происходит в последнюю очередь. Для полноценного произношения необходимо несколько составляющих: достаточное развитие речевого аппарата, умение ребенка удержать произнесенный звук. Если у ребенка после 5 лет не наладилось произношение, то этому может быть несколько причин.

Уздечка языка

Уздечка языка крепится к дну полости рта и другим своим концом вплетается в язык примерно на его середине. В клинической практике можно встретить ее укорочение, когда она вплетается в верхней трети языка, существенно ограничивая его движения. 


Обратите внимание

Короткая уздечка языка может диагностироваться еще в родильном отделении, где и проводится его коррекция, так как грудное вскармливание и даже кормление из бутылочки невозможно.

Но чаще всего короткая уздечка выявляется гораздо позже, когда появляются проблемы с речью. К 5-6 годам у ребенка уздечка языка должна быть примерно 8 мм, именно такая длина обеспечивает нормальные движения языка. Если же диагностировано ее укорочение, утолщение, ограничение движения, то у детей практически со 100% вероятностью развиваются проблемы в произношении «р» и «л».


Коррекцией уздечки может заниматься как стоматолог – хирургический метод, так и логопед – консервативно. Решение этого вопроса – камень преткновения между двумя специальностями.

Нарушенное звукопроизношение

Неправильное произношение звуков «р» и «л» может быть связано с неправильным произношением других звуков, освоенных ранее. Чаще всего, у детей формируется путаница в произношении свистящих и шипящих звуков, что выливается в проблему с произношением «р» и «л».

Нередко такие нарушения становятся причиной того, что ребенок путает их в повседневной речи («Кла, кличит волона, клажа, калаул»). Как утверждают логопеды, такие нарушения легче всего поддаются коррекции. Дело в том, что «р» и «л» схожи по методике произношения: язык находится примерно в одинаковом положении, но «л» легче произносится, поэтому дети идут по самому легкому пути. Если же «р» заменяют другим звуками, то ситуация несколько сложнее и специалисты подозревают нарушения фонетического слуха. Если же дети «проглатывают» этот звук, то скорее всего нарушено фонетическое восприятие.

Нарушения фонетического слуха


Выборочное восприятие отдельных звуков, когда ребенок слышит «ш», «ч», «к», «а», но не слышит «р», и автоматически его заменяет на «л» и называется нарушением фонетического слуха.

Фонетический слух достигает пика своего развития к 4-5 годам, но родители могут заметить его нарушения и до этого возраста. Чем раньше была диагностирована проблема и приняты меры по ее коррекции, тем больше шансов на успех.

Обратите внимание

Формирование активного и пассивного словаря, развитие фонетического слуха происходит именно во время устной речи. Поэтому, специалисты не рекомендуют сюсюкаться с детьми, речь родителей должна быть правильной и четкой, что поможет детям избежать множества проблем с устной речью.

Если родители заметили «симптомы» нарушения фонетического звука – нужно как можно скорее показать ребенка специалисту. Такие нарушения могут указывать на некоторые заболевания центральной нервной системы, аденоидные вегетации или отит, имеющие скрытое течение.

Речевой аппарат

Речевой аппарат – это язык, щеки и губы. Пропуск в произношении некоторых звуков может указывать на их недостаточное развитие и тех мышц, которые участвуют в образовании речи, также причина может скрываться в гипо- или гипертонусе, что в равной степени влияет на звукопроизношение.

Проблемы поведения


Освоение звуков «р» и «л» требует от малыша сосредоточенности и некоторых усилий. Замечено, что чаще проблемы с воспроизведением звуков регистрируются у детей с особенными поведенческими реакциями, например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, но есть и обратная сторона медали – дети, склонные к апатии.

Горловые звуки

Даже если развитие речи идет согласно нормам и среднестатистическим показателям при освоении звуков «р» и «л» дети могут следовать по «ленивому» пути. Под этим путем наименьшего сопротивления понимается воспроизведение гортанного звука, когда вибрации формируются за счет язычка гортани.

Эту логопедическую проблему довольно сложно исправить, ведь она требует переучивания ребенка. Осложняет ситуацию тот факт, что многие родители не могут отличить правильно произнесенный звук от гортанного, и чем дольше существует проблема, тем сложнее переучивание.

Что должны сделать родители?

Для успешной коррекции и обучения правильного произношения звуков, необходимо вычислить причинный фактор. Понять это поможет консультация логопеда и, при необходимости, стоматолога. Именно эти специалисты могут оценить состояние уздечки языка, развитие речевого аппарата, фонетического слуха и выявить проблему горлового произношения.

В индивидуальном порядке, учитывая сложность проблемы, ее причину и наличие дополнительных обстоятельств составляется индивидуальный план лечения и коррекции. Главное, родители должны понимать, что успех во многом зависит от работы специалистов и повторения материала в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика

Коррекция неправильного произношения звуков «р» и «л» начинается с освоения артикуляционной гимнастики. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей:

  • Подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков;
  • Можно использовать как разминку для языка, губ и щек.

Если пропускать артикуляционную гимнастику – дальнейшие упражнения могут и не принести желаемого результата.

Выполнять ее лучше всего находясь друг перед другом или перед зеркалом, для того, чтобы малыш мог видеть, как двигаются губы, щеки и язык взрослого.

Важно

Наиболее удобная форма восприятия для ребенка – игра. Чем увлекательнее будет упражнение, тем больше шансов на успех. Для привлечения внимания ребенка, во время упражнения родители могут читать стишки или включить заводную мелодию.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики направлены именно на тренировку языка, щек и губ, что поможет в правильном произношении звуков «р» и «л». Благодаря им можно будет растянуть уздечку, натренировать язык и увеличить его время пребывания в верхнем положении.

Обратите внимание

Хороший выдох имеет фундаментальное значение для правильного произношения звуков. Помочь натренировать выдох могут мыльные пузыри, малыши могут попробовать загнать шарик от настольного тенниса между двумя препятствиями. Такие увлекательные упражнения помогут сформировать хорошую воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика: упражнения

Артикуляционная гимнастика включает в себя многочисленные упражнения для языка, щек и губ ребенка. Главное, чтобы они нравились малышу и были представлены в форме игры. В каждую из них родители могут привносить что-то свое, «изюминку». Вот лишь некоторые из них:

  • «Язык как качели». Рот нужно широко открыть, и совершать маятникообразные движения языком: вверх-вниз (несколько подходов), влево – вправо (несколько подходов). Завершающим этапом является счет зубов верхней и нижней челюсти. В это время родители должны четко произносить: «РРаз», «два», «тРРи» и т.д.
  • Облизывание губ. Нередко родители ругают детей за то, что они облизывают губы. На самом деле, это довольно полезное занятие. Но выполнять это упражнение нужно правильно. Начинать нужно с медленного облизывания верхней губы, переходя на нижнюю. Движение языка вначале упражнения должно быть по часовой стрелке, после – против. Завершить упражнение нужно попыткой дотянуться кончиком языка до кончика носа.
  • «Маляр». При сомкнутых челюстях ребенку нужно «покрасить» кончиком языка щеки, все зубки, верхнее небо. Повторить упражнение нужно при полуоткрытой полости рта.
  • «Лошадка». Нужно научить малыша цокать языком и обязательно включить это упражнение в повседневные игры.

Как научить ребенка правильно произносить звуки?

После благополучного освоения артикуляционных упражнений, логопеды приступают к непосредственному запуску звуков «р» и «л». Обычно, запуск звука «р» сравнивают с заведением мотора и одноименное упражнение – одно из самых популярных и действенных.

На первый взгляд упражнение может показаться сложным к исполнению, но все не так страшно:

  • При полуоткрытой полости рта нужно прижать язык к небу;
  • Кончиком пальца малыша (ватной палочкой) придерживать язык в исходном положении;
  • После фиксации языка, малыш должен создавать воздушную поток – выдыхать, при этом произнося звуки «ддддд» или «жжжжж» (что наиболее удобно);
  • Во время выдоха, кончиком пальца нужно совершать колебательные движения из стороны в сторону.

Важно

При выполнении упражнения язык должен быть расслаблен, а вот кончик языка – вибрировать. Главное – чтобы малыш прочувствовал. Постепенно язык начнет самостоятельно вибрировать и на выходе воздушной струи формируется «р».

Закрепляем результат

Заведенный моторчик – половина успеха. Даже, если малыш научился отдельно произносить звуки «р» и «л», порой очень сложно вставить их в беглую речь и не допускать путаницу. Закрепление результатов или автоматизация звуков – одни из самых длительных и сложных процессов в лечении.

В закреплении результата важно сначала научить ребенка сочетать звук с гласными и согласными, довести сформированные слоги до автоматизма. Логопеды в индивидуальном порядке подбирают нужные закрытые и открытые слоги в течение нескольких упражнений, прорабатывают их с обязательным повторением дома.

Нагрузка и усложнение пройденного материала происходит постепенно: от закрытых слогов переходят к отрытым, от слогов – к словам. Где звуки сначала расположены в начале, после, в середине и конце слова.

Параллельно с освоением этих навыков специалисты учат малыша различить твердые и мягкие звуки «р» и «л». Главное, чтобы малыш понял, где нужно звуки произносить сильнее, жестче, а где расслабленнее и, главное, как правильно это выполнить на практике.

Когда необходимо кардинальное вмешательство?

Логопедические упражнения вполне могут консервативно корректировать длину уздечки языка, но этот процесс длительный и сложный, да и результаты не всегда оправдывают ожидания.

Действовать консервативно или хирургически – была и до сих пор остается одной из спорных тем между стоматологами и логопедами. Каждая группа специалистов приводит доводы в свою пользу.

Между тем, есть строгие показания к хирургической коррекции:

  • Если уздечка вплетается в верхней трети языка и мешает полноценному кормлению или существенно ограничивает движения языка;
  • Появление сильной боли во время выполнения логопедических упражнений;
  • Травмы;
  • И др.

В любом случае, если причина неправильного произношения звуков «р» и «л» кроется именно в укорочении уздечки, необходима консультация стоматолога и совместное решение о тактике дальнейшего лечения.

Современная стоматология располагает безболезненными методиками коррекции уздечки с минимальным периодом реабилитации. Главным образом речь идет об использовании лазера, что позволяет сократить период восстановления до нескольких часов и избежать множества возможных осложнений.

Сама уздечка не имеет нервных окончаний, следовательно, ее коррекция безболезненна, но анестезия требуется для обеспечения комфорта маленького пациента, снижения рвотного рефлекса и др.

После проведения операции, стоматологами рекомендовано тщательно соблюдать гигиену полости рта: полоскать полость рта растворами антисептиков для предотвращения присоединения инфекции.

Вернуться к логопедическим занятиям после операции можно уже через неделю. Если понадобилось наложение швов – спустя 5-6 дней после их удаления.

По окончанию реабилитационного периода дети начинают гораздо чище произносить звуки «р» и «л», но это не говорит о том, что занятия с логопедом не нужны. Впереди еще длительная работа по становлению правильного произношения и закреплению результатов.

Обучение ребенка правильному произношению звуков «р» и «л» – длительное, что потребует и от родителей, и от ребенка усилий и временных затрат. Только от нацеленности на результат, работы в тандеме и добросовестном выполнении всех рекомендаций специалиста, будет зависеть положительный исход. Родители должны понимать, что даже после того, как малыш научился правильно произносить звуки, без должной тренировки – он не закрепится. Но не стоит давить на ребенка – это процесс постепенный, звук уже появился, и закрепить его, рано или поздно, все равно получится.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

2,173 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

(

голос., средний:

из 5)

Эксперт + специалист по туризму

159 подписчиков

Спросить

Речевые дефекты — довольно распространенное явление. Проблема возникает из-за глотания некоторых букв и звуков еще в детстве. Многие родители думают, что это пройдет само собой. В редких случаях дефект исчезает, но чаще всего уже взрослые люди все так же не могут выговорить букву «Р».

Как научиться выговаривать букву «Р»

Детское мышление намного гибче, нежели у взрослого. Именно поэтому исправить какие-то дефекты речи намного проще ребенку. Уже к году малыш произносит многие буквы и слоги. И родителям важно обращать внимание, не путает ли ребенок в первые годы своей жизни буквы, не глотает ли звуки. Принято считать, что для произношения самой сложной буквой является буква «Р». Родителям важно знать, что иногда причиной невозможности произнести определенные звуки являются индивидуальные особенности ребенка.

Вызвать осложнения выговаривания отдельных звуков могут форма языка, недостаточно сильные мышцы вокруг рта или маленькая уздечка. Проблема произношения буквы «Р» может возникнуть и из-за неправильного расположения зубов. В таком случае помочь может только стоматолог, назначив специальную пластину для коррекции. И если не решить эту проблему в юности, будет намного тяжелее решить её будучи взрослым. Чтобы устранить картавость, необходимо понять причину, и лишь после этого начать борьбу. Помочь родителям устранить дефекты речи без хирургического вмешательства может логопед.

Невозможность произнести букву «Р» — это проблема, приносящая довольно большое количество неудобств как в детском возрасте, так и во взрослом. Помимо формирования комплексов на фоне дефекта речи, таким людям впоследствии невозможно освоить некоторые профессии.

Детям эту проблему поможет решить логопед, но взрослому исправить дефект намного сложнее. Из-за того, что речевой аппарат взрослого человека уже приучен к определенным действиям, переучиваться будет намного сложнее. Потребуется немало усилий и времени.

Чтобы научиться выговаривать букву «Р» надо:

  • Найти несколько скороговорок, тренирующих букву «Р». Прекрасными примерами являются Карл, крадущий кораллы у подруги Клары или Грека, который, не задумываясь, опустил за раком руку в реку. Такие скороговорки помогут натренировать артикуляционный аппарат. Не зря же их часто учат вместе с маленькими детьми. Для практики будет хватать 5 скороговорок.
  • Не надо избегать слов, в составе которых есть буква «Р». Необходимо побороть свои комплексы. В противном случае проблема будет хоть и замаскирована, но в результате только усугубится.
  • Необходимо делать ежедневно упражнения перед зеркалом. Во время произношения таких сочетаний, как «ла» и «та», важно смотреть, в каких положениях находятся губы и язык. Нельзя допускать глотания звуков.

Упражнения для буквы «Р»

  1. Чтобы воздух выпускался наружу, а не оставался в горловине, необходимо улыбнуться, поднять язык к небу и выпустить воздух, открыв рот.
  2. Чтобы улучшить подвижность кончика языка, который при произношении буквы «Р» должен вибрировать, нужно улыбнуться, максимально натянув рот и выпустив язык, начать его осторожно прикусывать.
  3. Чтобы растянуть уздечку, нужно открыть рот и постараться дотянуться языком поочередно то до кончика носа, то до подбородка.
  4. Чтобы растянуть связки, нужно произносить языком цокающие звуки.
  5. Высунув язык за пределы зубов до середины, нужно попробовать длительно произносить звук «З». Потом повторить этот же звук, но уже прижавши язык к небу.

Такие рекомендации будут полезны тем, кто хочет научиться выговаривать букву «Р» независимо от возраста.

Как научиться выговаривать букву р

Не все детки сразу правильно произносят некоторые буквы. Сложности возникают по разным причинам: короткая уздечка языка, редкие занятия с малышом, невнимание родителей к развитию речи. Иногда детки копируют неправильное произношение людей, являющихся авторитетом для них.

Многим дошкольникам плохо даётся буква «р»: малыши заменяют её на «л» или вместо «рыба» говорят «селёдка». Родители долго бьются над произношением «капризной» буквы из-за неправильного подхода к занятиям. Прислушайтесь к рекомендациям логопедов, узнайте, как сделать обучение интересным, всё-таки научить выговаривать деток букву «р».

  • Что делать
  • Полезные советы родителям
  • С чего начать обучение
  • Артикуляционная гимнастика
  • Игровые упражнения

Что делать

Первый этап – посещение врача. Исправить ситуацию помогут занятия с логопедом. Если по определённым причинам у вас нет времени на постоянные визиты к врачу, проводите обучение дома.

Посетите хотя бы одно-два занятия, побеседуйте с врачом. Специалист познакомится с дошкольником, осмотрит полость рта, выявит проблему, подскажет методы решения.

Возьмите на заметку:

  • не отказывайтесь от визита к логопеду. Короткая уздечка языка – частая причина неправильного произношения многих букв, невнятной речи;
  • если дефект не был обнаружен педиатром ранее, логопед порекомендует подрезать уздечку, чтобы язычок свободно двигался в ротовой полости;
  • операция несложная, занимает мало времени. Единственный нюанс: психологический дискомфорт. По этой причине врачи советуют проверить длину уздечки в раннем возрасте, чтобы малыш быстро забыл неприятный момент.

Обратите внимание! Иногда логопед выявляет аномалии прикуса, направляет к детскому ортодонту. Иногда без установки корригирующих пластин, других ортодонтических аппаратов не обойтись: некоторые дефекты зубного ряда мешают правильному произношению.

Полезные советы родителям

Запаситесь терпением: научить выговаривать «капризную» букву непросто, но при настойчивости, соблюдении рекомендаций занятия часто приносят успех. Если логопед обнаружил проблему с уздечкой, посетите детского хирурга, устраните дефект. После заживления ранки можно приступать к занятиям.

Пять важных правил:

  • не рассчитывайте на быстрый результат, морально подготовьтесь к занятиям. Подбирайте время, когда ребёнок спокоен, в хорошем настроении;
  • регулярно занимайтесь с дошкольником, закрепляйте всё, что выучили на прошлом занятии. Обязательно добейтесь правильного выполнения речевых упражнений для максимального эффекта от занятий;
  • нельзя превращать обучение в скучную повинность. Делайте упор на игровую форму, проявляйте фантазию, используйте подручные средства для изображения определённых действий, предметов или живых существ;
  • читайте материал по теме, точно выполняйте рекомендации, соблюдайте характер и продолжительность речевых упражнений;
  • хвалите дочку или сына за достижения, даже самые незначительные. Можно подготовить маленький сюрприз, если вы заметили, что дошкольник старается. Пусть похвастается родственникам, друзьям, что он скоро будет говорить «как взрослый».

Почему ребенок скрипит зубами во сне и как с этим бороться? У нас есть ответ!

О первых признаках и симптомах дисбактериоза у грудничков прочтите в этой статье.

Ещё несколько полезных советов:

  • никогда не насмехайтесь над ребёнком, если у него никак не получается «упрямая» буква «р». Нельзя сравнивать дочку или сына с другими детками, особенно, в обидной форме. Комплексы, низкая самооценка часто развиваются по этой причине;
  • сами говорите правильно, следите за своей артикуляцией, чётко произносите звуки. Нельзя «сюсюкать», кривлять слова, иначе ребёнок не поймёт, почему мама говорит неправильно, а от него требует другого произношения;
  • многие мамы рекомендуют «не слышать» слово, произнесённое неправильно. Особенно важен этот момент, когда вы понимаете, что ребёнок скоро скажет трудную букву «р», у него почти получается правильное произношение;
  • часто помогает «маленькая хитрость». Спрашивайте, глядя на нарисованного рака: «Это ЛАК?» Ребёнок обычно искренне возмущается: «Ты что, не знаешь? Это не ЛАК, а РАК». Картину с РЫСЬЮ назовите ЛИСОМ и спросите: «Что делает ЛИС?» Ответ часто бывает таким: «Мама, это же не ЛИС, а РЫСЬ». И так далее. Главное: подобрать картинки с животными/предметами, которые сын или дочка хорошо знает, чтобы не путаться в названиях.

С чего начать обучение

Этапы:

  • подготовительный. Артикуляционная гимнастика предназначена для развития подвижности языка. Во время занятий ребёнок учится правильно располагать язык при произношении слов с буквой «р»;
  • упражнения в игровой форме. Во время занятий детки выполняют определённые действия, гримасничают, изображают зверей, птиц, произносят нужные слова, фразы.

Нюансы:

  • длительность каждого занятия – 15–20 минут. Обучение должно приносить радость. Частота занятий – 2–3 раза в неделю;
  • некоторым деткам настолько нравятся необычные упражнения, что они сами просят маму заниматься чаще;
  • не редкость и противоположная ситуация: ребёнок нехотя произносит «специальные» слова, капризничает, балуется или вообще, молчит, не желает ничего повторять.

Совет! Найдите общий язык с дошкольником, и обучение будет успешным. Грубость, шлепки по попе недопустимы. При таком подходе малыш возненавидит гимнастику для развития речи, будет обижаться, ещё больше упрямиться. Внимание, терпение, готовность выслушать друг друга – важный элемент общения и обучения.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

  • важный индюк. Расскажите малышу о домашней птице, её характере, особенностях поведения, найдите картинку в книжке. Предложите показать, как индюк сердится. Пусть дошкольник повторяет за вами: язык между губами и зубами, с силой произносите «бл, бл, бл». Потренируйтесь вначале медленно, затем быстрее. Доведите повтор до 15 раз;
  • цокает лошадка. Одно из самых простых и полезных упражнений. Детки с удовольствием дотрагиваются язычком до зоны верхнего нёба, активно цокают язычком. Частота повторений – 20 раз;
  • дятел ищет червячков. Попросите ребёнка постучать языком по верхним зубкам. Рот нужно широко открыть. Если упражнение выполняется правильно, вы услышите звук «д-д-д-д». Изображайте дятлов вместе: вы сможете подсказать, как исправить неудачу, если не всё сразу получается;
  • чистим зубы. Откройте рот, широко улыбнитесь, несколько раз проведите туда-сюда языком по внутренней стороне зубного ряда на верхней челюсти. Нижняя зона лица неподвижна. Пусть малыш повторит всё за вами;
  • прикуси язык. Сразу предупредите дошкольника, что сильно кусать язычок не нужно, иначе будет раздражение тканей. Широко улыбнитесь, легонько покусывайте кончик языка. Пусть малыш 8–10 раз повторит упражнение;
  • кучер. Объясните сыну или дочке, что раньше не было машин, для перевозок использовали лошадей. Попросите представить, что ребёнок – это кучер, и ему нужно быстро остановить лошадку. Громко, но достаточно глухо, скажите: «Тпр-тпр». Должна быть хорошая вибрация. Ребёнок должен повторить звуки. Сделайте вожжи из любой верёвки или длинного шарфа. Покажите, как кучер останавливал лошадей, одновременно подкрепляйте действия специальными звуками «тпр-тпрру».

Что делать, если у ребенка болит живот в области пупка? У нас есть ответ!

О симптомах и лечении аллергического дерматита у грудничков прочтите в этой статье.

Перейдите по ссылке и узнайте о том, как сбить температуру у ребенка без симптомов.

Ещё пару полезных упражнений:

  • прогони комара. Забавное, но эффективное упражнение показывает, как дребезжит язычок. При постоянном выполнении детки быстро учатся говорить «р». Исходное положение: кончик языка чуточку выглядывает между нижней и верхней губой. Сильно выдувайте воздух через маленькое отверстие, старайтесь, чтобы язычок дрожал под влиянием воздушного потока;
  • дотянись до носика. Ещё одно весёлое упражнение, которое детки выполняют без принуждения. Задача ребёнка – дотянуться языком до кончика носа. Многие детки помогают руками, придавливают носик, чтобы он «подвинулся». Даже, если малышу сложно дотянуться, язычок всё равно разрабатывается, уздечка становится эластичнее. Количество повторений – 10 раз.

Дорогие родители! Не стесняйтесь, вместе с ребёнком превращайтесь в животных и птиц, рычите, цокайте языком, с чувством произносите скороговорки. Не бойтесь быть смешными: малыш будет увлечённо повторять за вами все фразы, движения, сложная буква «р» непременно уступит вашему напору.

Игровые упражнения

Полезные упражнения:

  • предложите изобразить тигра, хорошенько порычите, протягивая «ррр-р-р». Повторите несколько раз, попросите ребёнка изобразить маленького тигра, а вы будете большим;
  • спросите, как заводится трактор. Если малыш плохо знает, произнесите «др-р-р-р». Напрягайте губы, язык, чтобы хорошо услышать дребезжание. Заведите трактор вместе;
  • выучите скороговорки с буквой «р». Произносите вначале медленно, потом всё быстрее. Например: Во мраке раки шумят в драке. Или такая известная фраза: Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап. Вот ещё короткая и забавная скороговорка: Вышел Лев из-за горы и, подумав, молвил: «РРР-Ы»;
  • упражнение «кошечка». Эту полезную для язычка игру любит большинство деток. Налейте в миску молоко, попросите малыша показать, как кошка лакает молочко. Если сын или дочка стесняются, смеются, подайте пример. Простое упражнение помогает ощущать движение язычка;
  • по очереди произносите слова, в которых есть буквы «д» и «р». Вначале проговаривайте ДОМ, ДОН, ДОН – ДОН, ГУ – ДОК, ДО – ЛО – ТО, затем переходите к более сложным словам: ДЫР – ДЫР, ДРУГ, ДРЁ – МА, ДРА – КОН, ДРУ – ЖОК, ДРЕ – МАТЬ.

Регулярные занятия с детками, плохо выговаривающими букву «р», требуют настойчивости, желания развиваться вместе с дошкольником. Не всегда успехи видны достаточно быстро, иногда малыши капризничают, отказываются заниматься. Маме проще, чем логопеду, подобрать «ключик» к дочке или сыну, чтобы мягко подтолкнуть к занятиям.

Отказываться от артикуляционной гимнастики, других логопедических упражнений не стоит: к школе ребёнок должен правильно произносить звуки. К сожалению, детки с речевыми дефектами часто становятся объектом насмешек со стороны одноклассников. Приложите максимум усилий, чтобы сын или дочка правильно выговаривали все буквы. При тяжёлых дефектах речи вовремя отдайте малыша в логопедический садик.

Видео — занятия с логопедом для правильной постановки буквы «р» у детей дошкольного возраста:

Одной из самых частых причин обращения к логопеду становится «трудная» буква Р. На самом деле довольно много детей с раннем возрасте не справляются с произношением.

Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить. 

Так, как научить ребенка говорить букву Р, если он никак не может справиться с ее произношением? В каких случаях картавость можно списать на возраст малыша, а в каких случаях ему срочно требуется помощь логопеда?

Для того, чтобы решить проблему важно понимать, почему она возникла.

Почему ребенок не выговаривает букву Р?

Если ребенок не выговаривает какие-то буквы, в том числе букву Р, на языке логопедов это называется дислалия. Дислалию отличает отсутствие в речи ребенка какого-либо звуки при полной сохранности слуха и нормальной работе самого речевого аппарата.

Почему такое может происходить?

  1. Ребенок может иметь неправильный образец для подражания. Например, кто-то в близком его окружении неправильно говорит буку Р.
  2. Когда в семье говорят сразу на двух языках, ребенок может элементарно путаться, что и усложняет отработку произношения звуков.
  3. Это может быть случайный выбор ребенком неверной артикуляции.
  4. В семье просто не обращают внимание на отсутствие звука Р в речи ребенка, его не поправляют.
  5. Ребенок может быть ослаблен в результате частых физиологических или неврологических заболеваний.
  6. Фонематический слух недоразвит, т. е. не четко определяет звук в речи других людей.

Договоримся, что все эти — вполне устранимые — причины возникают на фоне абсолютно корректной работы физиологической составляющей, то есть у ребенка нет нарушений слуха и работы артикуляционного аппарата.

Итак, сложности подстерегают малыша со всех сторон. Впрочем, есть дети, которые успешно минуют эту проблему и произносят букву Р четко и чисто. А что делать, если эта буква никак не дается?

До какого возраста картавость считается вариантом нормы?

Сами логопеды признают, что «бить тревогу» следует лишь по достижению ребенка 5-летнего возраста. До 5 лет он имеет полное законное право не произносить некоторые буквы.

Объясняется это тем, что речевой аппарат до этого возраста еще развивается и ему требуется время, чтобы справиться со всеми сложностями.

Однако это вовсе не означает, что родители должны сидеть сложа руки. В домашних условиях можно заниматься с ребенком укреплением мышц язычка, делая упражнения и подготавливая речевой аппарат к произнесению этой сложной буквы.

Как можно заниматься дома, чтобы научиться произносить букву Р?

Родителям необходимо себе уяснить, что коварная буква не произносится, потому что мышцы язычка еще слабые и не могут правильно себя вести. Однако, при этом ошибкой стало бы заставлять ребенка упорно повторять скороговорки и стишки на букву Р, пока они просто не в силах еще его произнести.

Занимаясь без логопеда, домашние занятия следует строить таким образом:

  1. Сначала подготовить язычок специальными упражнениями.
  2. Затем учиться говорить букву Р четко в слогах и саму по себе.
  3. И лишь затем закреплять ее, заучивая скороговорки.

Зарядка для языка: артикуляционные упражнения

Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.

То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.  

Грибок

Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.

Чистим зубы изнутри

Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.

Маляр

В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.

Гармошка

«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.

Футбол

Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».

Причесываем язычок

Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.

Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.

Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.

Заводим мотор

Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.

Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.

При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.

Волшебная палочка

Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.

Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.

Слушаем Р твердый

Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:

Р мягкий

Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.

Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.

И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.

Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».

Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.

Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Когда нужно обращаться за помощью к логопеду?

К сожалению, бывает и так, что вы прикладываете массу усилий, а результат недостижим. В таком случае правильным решением будет обратиться к специалисту.

Логопед проведет осмотр ребенка, побеседует с ним и с вами и выяснит, в чем причина проблем с произношением букв. Мы говорили выше, что важно исключить физиологические нарушения, не позволяющие ребенку правильно говорить.

Возможно, вас направят к другим специалистам — неврологу, ортодонту или стоматологу, которые помогут малышу победить картавость. А, может быть, крохе понадобится логопедический массаж.

Кроме того, логопед сможет показать, как делать упражнения и проконтролировать их выполнение.

Лучше не оставлять ситуацию неразрешенной, ведь в дальнейшем это может оказать влияние на успеваемость ребенка в школе. Однако не стоит впадать в панику. Покажите ребенку, что вы готовы ему помочь и научите его преодолевать сложности.

Ваша поддержка и приложенные усилия дадут ему впоследствии много больше, чем четкую дикцию. Уверенность в себе и способность учиться и трудиться — вот чему вы научите своего ребенка.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *